Роман Достоевского «Преступление и наказание» ставит важные морально-этические вопросы, хотя в основе сюжета лежит однозначно незаконное действие – убийство. Казалось бы, не о чем рассуждать: с точки зрения закона это преступление, поэтому герой виноват и получил по заслугам. Но главный герой пошел на убийство, исходя из теории, которая его оправдывала.
Родион Раскольников пришел к своей теории, опираясь на исторический опыт и характерное поведение «властителей мира». Наполеон сотворил свою империю, прибегнув к войнам, репрессиям и захвату власти, он не сокрушался о гибели миллионов простых людей. Так же действовали и великие личности прошлого: они присваивали себе право решать судьбы простых смертных.
Родион в своей теории разделил всех людей на две категории: на тех, кто воспроизводит поколения людей как биологический вид, и тех, кто ими правит. Очевидно, что ради великих целей можно было пожертвовать обычными людьми как неисчерпаемым ресурсом.
Находясь в болезненном состоянии сознания, Раскольников решил, что он сможет быть наравне с Наполеоном.
До этого юноша долгое время страдал от недоедания, унижающей нищеты и несправедливости. Ему казалось, что его проблемы решатся, стоит ему только раздобыть приличную сумму денег, забрав ее у плохого человека. Раскольников видел в этом не убийство и присвоение себе чужого, а баланс справедливости. Убить злобную старуху-процентщицу, разбогатевшую на горестях других людей – разве это не доброе дело? Нужно было оборвать всего одну никчемную жизнь и сделать миллион добрых дел на изъятые деньги.
Но теория потерпела крах: у Раскольникова не получилось переступить через жизнь другого человека. Он сразу перешёл из категории вершителей мира в категорию обычных людей, потому что мучился от содеянного.
Находясь на каторге, Раскольников окончательно осознал, как сильно он заблуждался в своей теории и сколько страданий принес окружающим. Но финал романа жизнеутверждающий: Родион почувствовал искупление и духовное возрождение.