Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Известный пейзажист начала 20 века Станислав Жуковский был учеником Исаака Левитана. Уже в начале творческого пути работы Жуковского отличались необычайной свежестью восприятия, мягкостью и поэтичностью изображения. Картина "Первые предвестники весны" выполнена уже зрелым мастером в 1910 году. Сохранилось несколько её вариантов.
Сюжет картины повествует о приходе весны. На светлом подоконнике в рассадном ящике расцвели нежные подснежники. За окном — просыпается под ярким мартовским солнцем лес.
Первые цветы весны живописец изобразил на переднем плане. Он сместил их в левый угол картины. Но мы сразу понимаем, что это главный объект на полотне. Нежно-голубые, чуть лиловые лепестки и светло-зелёные листики тянутся к свету за стеклом. Чёрная влажная земля в ящике подчёркивает беззащитность и хрупкость стебельков и соцветий.
Художник освободил пространство подоконника и убрал с окна шторы, чтобы ничего не мешало нашему взгляду проникнуть за стекло, где природа радостно встречает весну. Река уже начала освобождаться ото льда. Большая полынья виднеется среди тающих, но всё ещё белых снегов. Мы чувствуем, что за окном по склонам уже текут ручьи. Они прорезали сугробы и с каждым днём становятся полноводнее. В лесу поют птицы и пробивается первая трава на проталинах. И даже по вечерам в доме слышно, как звенит капель.
Свободные оконные косяки говорят о том, что уже выставлены зимние рамы. Самые морозные дни миновали и больше не вернуться до новой зимы. На заднем плане деревья более густо расположены в правой части, что уравновешивает композицию. Выразительности полотну придает сопоставление хрупких цветов с сильными деревьями.
Настроение картины очень радостное и жизнеутверждающее. Оно дарит спокойствие и уют при взгляде на маленький домашний мир с нежностью первых цветов на подоконнике. В то же время настроение полотна наполняет силой возрождающейся к жизни природы за окном.
Цветовая гамма полотна полна необычайно нежных оттенков голубого, зелёного, розоватого. Тёплое дерево ящика и яркость цветов находятся в контрасте с холодным блеском подоконника и белизне сугробов за окном. Нежность лепестков и произвольное расположение подснежников в ящике противопоставлены жёсткости железных крючков, уголков и строгой симметрии линий рамы.
Изображая наступление весны в доме и в природе, художник разделил мир оконным стеклом. Он хотел символично показать разделение внешнего и внутреннего. В доме цветы распустились раньше, чем в лесу. Изменения в нашей душе тоже случаются раньше, чем начинается их внешнее проявление. Думаю, что такова философия авторского замысла.
Меня восхитило в картине то, что с помощью незатейливых лесных цветов художник сумел выразить такие глубокие мысли о смене состояний в природе и человеческой душе. Полотно вызвало у меня много эмоций.