Сочинение-описание картины «Видение отроку Варфоломею»


Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Михаил Нестеров – живописец, в творчестве которого большое место занимает религиозная тематика. Художник неслучайно увлёкся созданием поэтических образов святых. Духовная жизнь человека представляла для него большой интерес. Для Нестерова творчество было одновременно и духовным поиском. Он участвует в росписи соборов в Москве и Киеве. С установлением в стране советской власти мастеру пришлось отказаться от религиозного направления в искусстве. После 1917 года он пишет в основном портреты своих выдающихся современников. В них он старался увидеть то, что возвышает человека над окружающей средой.

С детства у Нестерова было особенное отношение к Сергию Радонежскому, которого почитали в родительской семье. Художник написал большой цикл картин, рассказывающих о жизни этого святого. Самой известной из них стала «Видение отроку Варфоломею». Размышляя над её созданием, живописец жил рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Мастеру было всего 28, когда он создал свой шедевр.

Для сюжета картины был выбран эпизод из жития Сергия Радонежского, когда тот был ещё отроком-пастушком. Посланный на поиски потерянного стада, мальчик встретил святого старца. Изображён момент чудесного дара от святого, после чего отрок научится грамоте и будет понимать смысл священного писания.

Нестеров написал пастушка с молитвенно сложенными руками. Его огромные синие глаза с надеждой и безграничной верой устремлены на таинственного старца. Тоненькая фигурка мальчика и его лицо говорят о бесконечном почтении к святому. Пастушок светловолос. Он одет в простую крестьянскую, но чистую и опрятную одежду Белая рубашка подчёркивает чистоту его души.

Старец на картине облачён в чёрное одеяние. На голове и плечах – синяя накидка. Большой капюшон полностью скрывает лицо монаха. Зрителю видны седая борода и натруженные руки, говорящие о почтенном возрасте незнакомца. Голову мудреца окружает святой нимб. Склонённая поза старца говорит о том, что он знает о великом предназначении отрока.

Дуб, возле которого стоит святой, символизирует его духовную силу, мудрость, крепость веры. Тонкие деревца позади отрока напоминают о его беззащитности, нужде в божественной помощи. Ларец в руках старца имеет отношение к обряду причастия. Он предсказывает, что Варфоломей стал избранником Бога, он – будущий святой Сергий Радонежский.

Природа на полотне изображена очень поэтично. В ней видна бесконечная гармония. Пейзаж созвучен светлому настроению героев картины. В спокойствии осенних полей и дубрав отразился лик Бога. Плавные линии холмов, дороги, реки полны величавого спокойствия. В ярко-голубых звёздочках васильков чувствуется ликование из-за свершившегося чуда. Отдыхающие осенние поля похожи на тихое смирение отрока. Светлый пейзаж окружает чистые души героев.

В цветовой гамме полотна преобладают тёплые неяркие оттенки. Они как нельзя лучше выражают дух святости и тишины, окружающий главных героев. Обилие синих, голубых, фиолетовых оттенков и вкрапления красных в одежде героев и осенней природе говорят о ликовании природы, наблюдающей за судьбоносной встречей.

В своём творении мастер хотел показать глубину веры православной Руси. Главные герои Нестерова связаны истинной верой, чистотой духа. Автор добился того, чтобы полотно излучало особую энергетику святости и божественной любви.

10. Меня восхитила необыкновенная притягательность картины. От неё словно исходит чудесный свет. На полотне замерла старинная Русь.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос