Сочинение-описание картины Захарка Венецианов А.Г.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса |
Рассмотрите картину Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка». Кого из тургеневских мальчиков вам напоминает этот персонаж? Напишите словесный портрет Захарки, передавая особенности его характера |
Примерный план сочинения: |
Словесный портрет Захарки Венецианов – мастер картин, написанных на тему крестьянской жизни. На полотне мы видим мальчика лет двенадцати. Он размещен вполоборота к зрителю. Художник написал подростка только по плечи. Но на основе художественных деталей мы можем определить характер и социальное положение главного героя. Моделью для автора послужил сын крепостных крестьян Степановых – Захар. Они познакомились в художественной школе, которую Венецианов организовал в деревне. Мы видим, что автор не пытается приукрасить действительность. Захарка совсем не похож на современных детей. Его жизнь не назовешь беззаботным детством. Он напоминает взрослого человека, который оказался в теле мальчика. В 12 лет ему характерен серьезный, основательный взгляд крестьянина, который привык зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. Художник использует мягкую и спокойную палитру цветов. Серый фон со светлыми потертостями не отвлекает внимание. Максимально освещенная внешность мальчика вызывает и симпатию, и уважение. Его детские черты лица контрастируют с выразительным характером «крестьянина-мужичка». Он еще ребенок. На это указывают небольшой нос картошкой, румянец на щеках, нежная кожа и по-детски пухлые губы. Из-под шапки видны волосы пшеничного цвета. Но густые, немного насупленные брови и выразительный, слегка отвлеченный взгляд выдают преждевременное взросление. Меня поразили карие, широко распахнутые глаза. Кажется, что взгляд этого человека устремлен внутрь. Ему некогда думать о детских забавах. Ему нужно распланировать день и заняться серьезными делами. Он делает вид, что не замечает зрителя или художника. Но одновременно поглядывает на него боковым зрением. Я думаю, он старается копировать поведение авторитетных мужчин в деревне. Меховая шапка теплая, но она на парня большая. Также не по размеру ему красные, местами потертые варежки. Это «дорогие» для простолюдина вещи, которые зачастую передавались по наследству от старшего сына – к младшему. Ребенку тяжело держать огромный топор в руках, и он положил его на плечо. Трудно представить, как ему удается колоть дрова. Потрепанная, но добротно сшитая холщовая рубаха потемнела от времени и активной носки. Я думаю, герой картин похож на ребят, описанных в рассказе Тургенева «Бежин луг». Это собирательный образ крестьянских детей, которые, собравшись у костра, ведут «взрослые» разговоры. Рисуя портрет, живописец постарался реалистично передать быт ребенка из семьи крестьян. Это трудолюбивый человек, которому можно доверять. Это личность, в которой может быть скрыт талант художника. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
В 1825 году художник Алексей Гаврилович Венецианов нарисовал портрет «Захарка». На большинстве работ этого автора можно увидеть лица русских девушек. Красавицы с длинными косами и ярко-розовыми щеками изображены на фоне ярких красок солнечного лета. И лишь портрет маленького мальчика выделяется в их череде. Портрет — изображение лица человека во весь холст. На картине великого мастера мы видим лицо мальчика по имени Захар. На вид ему не больше десяти лет. А он уже во всю помогает родне. Это можно понять по топору с деревянной ручкой на его правом плече. На юном создании кафтан болотного оттенка. Из под коричневой меховой шапки выбиваются вьющиеся русые волосы. Зеленые глаза смотрят в сторону. Что-то в выражении лица заставляет меня пожалеть парнишку. Теплая одежда, легкий румянец на лице ребенка говорят о том, что на улице зима. Возможно, художник рисовал портрет мальчишки, только что вернувшегося со двора. Если присмотреться, на заднем плане заметим темное пятно. Оно заставляет воображение придумывать различные варианты развития событий. Возможно, это дерево, а значит мальчика отправили в лес, чтобы он нарубил дров. А может это дым или тень. Или дорога, по которой Захарка возвращается домой. Темно-зеленый, болотный, коричневый, черный — все эти оттенки окружают нежное, светлое, со слегка розовыми щеками лицо мальчика. Суровые и грубые цвета добавляют полотну тихую грусть. Я люблю рассматривать портреты. Думаю, что это самые интересные и сложные картины. Изобразить кистью и красками внешность человека, соблюсти пропорции так, чтобы они были похожи как две капли воды с чертами реальных людей — кажется мне чем-то невозможным. Но художнику Венецианову удалось поразить зрителей красотой простого полотна. Глубокий взгляд персонажа завораживает. От картины не хочется отводить глаз. Кажется, что ребенок находится прямо передо мной. У автора получился невероятно эмоциональный портрет, и это мне нравится. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Алексей Гаврилович Венецианов был одним из первых русских живописцев 19 века, показавшим обществу в своих работах повседневную жизнь крестьян. Художник ставил перед собой задачу с любовью и уважением поведать зрителю о людях труда. Несмотря на своё угнетённое положение, крестьяне полны благородства. Они живут с ощущением собственного достоинства. В живописи первой трети 19 века переплетаются такие направления, как классицизм, сентиментализм и романтизма. Присутствуют они и в работах Венецианова, но главное место художник отводит жизненной правде. Великий мастер известен ещё и тем, что создал свою художественную школу для поклонников «крестьянского» жанра.
Известно, что портрет «Захарка» написан с реально существовавшего мальчика. Он был сыном крепостного крестьянина Степанова. Этого крестьянина и его семью художник привёз к себе в усадьбу из деревни Сливнево, определив их дворовыми людьми. Бедно одетый деревенский мальчик с топором на плече однажды попался Алексею Гавриловичу на глаза и удивил самостоятельностью и умом пытливого взгляда. Таким и запечатлел его мастер на портрете 1825 года. В последствии парнишка не раз позировал живописцу.
Почти всё пространство полотна занимает голова и плечи ребёнка лет десяти. Голова его развёрнута лицом к зрителям, но взгляд направлен на невидимый объект в стороне. Такая позе подчёркивает непосредственность ребенка и даёт почувствовать его движение. Мальчик направляется с топором в лес, чтобы нарубить хвороста для печей.
В лице сына крепостного крестьянина нет ни тени робости, покорной зависимости. У него выразительный и ясный взгляд карих глаз. Скулы широкие, нос картошкой, а губы ещё по-детски пухлые. На щеках играет здоровый румянец. Из-под шапки выбивается прядь русых волос. Лицо героя портрета живое, искреннее, доброе.
Одежда ребёнка бедна. Видно, что меховая шапка и рукавицы ему великоваты. Скорее всего это одежда старшего брата или отца, которую донашивает Захарка. У него даже нет тёплого полушубка. Пальто из толстого серого сукна не даст замёрзнуть пареньку, ведь он собрался рубить дрова.
Видно, что у мальчика независимый, рассудительный и твёрдый характер. Герой портрета вынослив и терпелив. Автор портрета подчеркнул готовность ребёнка к самостоятельному труду, его человеческое достоинство. Паренёк горд, что ему доверили взрослую работу. Он чувствует ответственность за семью и охотно помогает отцу по хозяйству. Нельзя себе представить, что этот подросток станет грубить старшим.
Художник использовал для написания картины неяркие серые и коричневые тонах. Это подчёркивает грубоватость крестьянского труда и спартанский образ жизни юного помощника и будущего кормильца. Светлыми красками выполнено лишь его лицо. В портрете нет резких цветовых контрастов, противопоставления света и тени. Всё спокойно и лаконично.
Автор хотел выразить в портрете своё уважительное отношение к детям крестьян, чья жизнь далеко не беззаботна. Это маленькие труженики. Художник показал ответственного, смышлёного мальчика, который не уступает ни умом, ни достоинством детям господ.
Мне понравился портрет тем, что мастер показал в сыне крепостного крестьянина достоинство человека труда. Захарка занимается совсем не детской работой, но не считает себя несчастным. Он серьёзный, мужественный. Из него вырастет настоящий мужчина.
- Сочинение-описание картины Богатыри Васнецов В.М.
- Сочинение-описание картины Бурлаки на Волге Репин И.Я.
- Сочинение-описание картины «Футболисты» Чайков И.М.
- Сочинение-описание картины Мокрый луг Васильев К.А.
- Сочинение-описание картины «село Хмелевка» Крымова Н.М.
- Сочинение-описание картины «Вратарь» Григорьева С.А.
- Сочинение-описание картины «Материнство» Нечитайло В.К.