Сочинение-описание картины Новгородское вече Васнецов В.М.

Вариант 1. Кратко своими словами

Примерный план сочинения:
1. Об авторе
2. Информация о картине
3. Сюжет
4. Описание планов
5. Яркие краски, как средство выражения основной идеи
6. Мое впечатление

«Новгородское вече» — картина, принадлежащая кисти русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова, многократно писавшего холсты с видами Москвы и других городов России. Он считается создателем историко-бытового жанра. Слава знаменитого старшего брата — Виктора Васнецова затмила его произведения, но есть немало работ, заслуживающих внимания и уважения ценителей искусства.

Указание Новгорода в названии полотна не совсем верно. Изначально ее назвали «Вече во Пскове». Но из-за того, что картина создавалась в качестве иллюстрации для учебных пособий по истории, ее использовали при описании городских собраний любой губернии.

В крупных населенных пунктах Древней Руси регулярно проходили собрания народа, целью которых было принятие важных для жизни городов той эпохи решений. Согласно сюжету, подобная история открывается перед созерцателями картины. На переднем и заднем планах мы видим толпу мужчин разного возраста и социального статуса. По их одежде можно понять, что они не принадлежат одному сословию. Но серьезные проблемы положено было решать всем представителям сильного пола, независимо от этого. Женщин на вече не допускали, считая, что их место на кухне и в прочих домашних заботах.

В центре картины, на небольшом возвышении — деревянном помосте, стоит оратор. Он облачен в красный кафтан и коричневые кожаные сапоги. У мужчины нет головного убора. Возможно, он скинул его во время речи, чтоб доказать правоту своих слов. Часть людей из толпы согласна с ним. Они заявили об этом поднятыми в знак одобрения руками. Другие пока не хотят поддержать оратора. Они обдумывают его слова, общаясь и обсуждая их между собой.

Позади народного собрания возвышаются деревянные крепостные стены и церковь с золочеными куполами. Это придает торжественный вид всему происходящему.

Художник не поскупился на краски при создании этого шедевра. От пестроты нарядов присутствующих рябит в глазах. На людях белые, серые, желтые, коричневые, красные, синие одежды. Они оживляют происходящее действо. Половину картины занимает светлое небо, на фоне которого церковные купола с крестами выглядят значительно и солидно. Неподалеку от помоста, в центре толпы можно заметить навес с коричневой черепичной крышей и ярко-синими столбами. Внутри него находится набат, с помощью которого раньше созывали народ на подобные собрания. Его звук сильно отличался от колокольного звона церквей.

Картина Аполлинария Васнецова показывает жизнь древнерусского города. Можно долго рассматривать каждого участника вече, угадывая его настроение и характер, а также — отношение к речи оратора. Глядя на иллюстрацию, чувствуешь, будто и ты находишься в гуще событий, слышишь шум толпы и звучный голос ее предводителя, что завораживает и удивляет. Именно поэтому мне понравилось полотно. Захотелось увидеть и другие работы малоизвестного для меня мастера.


Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Аполлинарий Васнецов — русский художник, брат знаменитого живописца былинных и сказочных героев Виктора Васнецова. Аполлинарий, как и его старший брат интересовался историей древней Руси. Он создал ряд исторических картин, изображающих крупные старинные города. Успешен был художник и в создании театральных декораций. Отсутствие специального художественного образования не помешало ему стать известным человеком в мире искусства.

Картина «Вече» имеет ещё одно название. «Вече во Пскове». Но её ошибочно стали называть «Новгородское вече» из-за иллюстрации в учебных пособиях по истории, где речь шла именно о новгородских народных собраниях. История создания этой картины началась в первом десятилетии 20 века. Известный книгоиздатель Кнебель трудился над пособием для учебных заведений. Пособие должно было состоять из иллюстраций с описаниями событий российской истории. Издатель привлёк к этому делу известных художников. В их числе были братья Васнецовы.

Сюжет картины показывает, как в древности проходили народные собрания с целью принятия общественно важных решений. Картин других авторов, описывающих вече, практически нет. Поэтому репродукция работы Васнецова и встречается в качестве иллюстрации всюду, где речь идёт о вече. Художник изобразил толпу, часть которой голосует за поддержку того, кто только что выступил с предложением. Мы видим оратора, стоящего на возвышении-трибуне. Вторая часть собравшихся не спешит с поднятием руки.

На переднем плане мы видим людей знатного происхождения и простолюдинов. Все они участвуют в народном собрании. Заключение о принадлежности их к тому или иному сословию можно сделать по изображению одежды. На вече — народном собрании — могли присутствовать только мужчины. На вечевой площади собрались бояре, посадники, а также купцы и ремесленники. Социальный статус влиял на некоторые права. Знатные бояре и купцы в праве отстаивать своё мнение пользовались большими привилегиями, чем остальные горожане.

Композиционным центром иллюстрации стал боярин в красном кафтане. К нему устремлены почти все взгляды присутствующих. Он стоит на возвышающемся деревянном помосте. Впереди него на скамьях расположились слушатели знатного происхождения. Выступающий ещё что-то говорит, раскрыв ладони в сторону слушателей. Несколько мужчин взобрались на бочки. Двое ещё спешат к месту выступления, неся бочку и скамейку, чтобы лучше видеть оратора.

Дальний план показывает нам специальный набат под навесом, в который бьют, чтобы созвать народ на собрание. Звук вечевого набата отличался от звона церковных колоколов. Слева зелёной полосой идёт возвышение, на котором стоит городское оборонительное укрепление в виде бревенчатой стены со смотровыми окнами. Справа возвышается главный собор города Пскова — Свято-Троицкий.

В картине есть детали, отсылающие нас к глубокой древности. Судя по тому, что собор ещё деревянный, действие на картине происходит до наступления середины XII века. Позднее собор в Пскове сгорел и заново отстроен был уже в каменном исполнении. Мужчины на картине одеты в кафтаны и длиннополые рубахи. Головные уборы бояр – это характерные для того времени шапки с яркими тульями, отороченные мехом.

Создавая иллюстрацию «Вече», художник хотел показать, как проходило народное управление жизнью крупных городов. Вече собиралось на главной площади города перед собором. Народ участвовал в принятии решений по вопросам политики, финансов, торговли, выборов должностных лиц.

Мне понравилась картина особой атмосферой, которую передал художник. Кажется, что я слышу гул толпы на площади. Создаётся впечатление присутствия в городе Древней Руси.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос