Сочинение-описание картины Северный край Васнецов В.М.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса |
Рассмотрите картину Аполлинария Михайловича Васнецова «Северный край». Какую мысль текста из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова иллюстрирует эта картина? |
Примерный план сочинения: |
Панорама «Северного края» Впервые увидев полотно Виктора Васнецова, можно ощутить пронизывающе холодный ветер. Величественный пейзаж как будто укрыт сизой дымкой. Одновременно картина удивительно умиротворяющая и спокойная. Это уголок дикой природы, где не ступала нога человека. Художник воссоздал иллюзию: зритель, находясь на возвышении, смотрит сверху вниз. И любуется фантастически красивой панорамой. На переднем плане мы видим зеленые и яркие деревца. Они выделяются на фоне монохромного пейзажа. Присмотревшись, можно заметить остатки сломанных стволов. Но мое внимание привлекли большие темные ели. Они не похожи на привычные для нас насаждения в парках. В них чувствуется древняя сила и мощь. В ожидании ночи, они застыли неподвижно. Большинство деревьев написано в серых и темных тонах. Они находятся в тени. Солнечным лучам трудно пробиться сквозь разлапистые ветви. От этого леса веет холодом. Это труднопроходимая чаща тайги, не тронутая цивилизацией. Затянутое продолговатыми тучами небо дополняет тревожное «настроение» елового леса. Ярко-розовые отблески растворяются в фиолетовом цвете на горизонте. Мерцающие переливы небосвода добавляют утонченности и грациозности неказистому пейзажу. На картине изображен закат. Нежные, мягкие, немного приглушенные оттенки подчеркивают красоту природы. Извилистая река, как большое зеркало, усиливает эффект. Ее холодные воды текут величаво, повторяя художественную палитру земли и неба. У берегов почти черная водная гладь повторяет узоры крон. Посередине – чудится лазоревое небо с белыми облаками. На заднем плане – тяжелые тучи, погружающиеся во тьму. Репродукция заставляет замереть от восхищения. Полотно выписано мастерски точными и тонкими мазками. Создается впечатление, что перед нами – настоящий северный лес. Несмотря на кажущуюся угрюмость сюжета, он вызывает светлые и легкие эмоции. Палитры темно-зеленых, серых, синих, коричневых цветов смешались. В результате получилось поразительно реалистичное изображение. Васнецов передает не только «картинку», но и ощущения. Те чувства, которые испытывает человек, первый раз в жизни увидевший истинную красоту Севера. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Аполлинарий Михайлович Васнецов написал картину «Северный край» в 1899 году. На ее создание автора вдохновило длительное путешествие по Уралу и Сибири. Художник был воодушевлен и поражен мощью и великолепием этих краев. Поэтому он написал много картин под влиянием этих чувств. Сейчас полотно находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Перед нами пейзаж с густым сосновым бором и извилистой лентою реки, текущей куда-то вдаль. Зрителям открывается невероятная по красоте картина: восхода или заката солнца. На переднем плане мы видим высокие хвойные растения. Это могут быть не только сосны, но и ели, кедры, пихта. Лес старый. В нем много сломанных стволов. Скорее всего, автор с мольбертом или эскизным альбомом стоял на возвышении, раз ему удалось так четко прорисовать пейзаж, раскинувшийся у его ног. На среднем плане видна река. Она блестит в лучах уходящего или поднимающегося солнца. На гладкой поверхности воды отражаются облака. Благодаря солнечному свету, они великолепно переливаются на водной глади, создавая чудесное видение. На заднем плане видны горы или сопки. Они печальны и угрюмы. Сложно понять, растут ли на них деревья или суровая северная природа оголила их, погубив все живое. Оптимизм столь хмурому пейзажу придает светлый горизонт, где сквозь легкие облака пробиваются солнечные лучи. Художник показал нам угрюмый северный день. Он органично вписал яркие краски речной глади в темный, грустный фон из леса и гор. Цветовая палитра довольно скудная. Берега реки написаны коричневым, серым и темно-зеленым. А небо и речка выделяются живописными голубыми, лазурными, местами даже оранжевыми красками. Полотно «Северный край», на первый взгляд, кажется скучным и унылым. Но приглядевшись, можно увидеть то, чем был так восхищен автор. Это могучая русская природа с богатыми грибами и ягодами густыми лесами. Это полноводная река, в ледяной и чистой воде которой водятся десятки видов рыб. Глядя на северный пейзаж, в моей душе рождается гордость за мою родную страну. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Аполлинарий Васнецов – русский художник, автор пейзажей и картин на темы из жизни Древней Руси. Не получив профессионального художественного образования, Апполинарий увлечённо учился живописи у своего старшего брата Виктора Васнецова, был учеником Ильи Репина и Поленова. Младший Васнецов уже в начале творческого пути отдаёт в своих работах предпочтение пейзажу, оттачивая мастерство на протяжение всей жизни. Расцвет его творчества пришёлся на период стыка двух веков – 19 и 20. В работах прослеживается влияние неоромантических исканий в развитии искусства конца 19 века.
Художник много путешествовал. Два года, проведённые в поездках по Сибири и Уралу, дали ему вдохновение для целого цикла картин, которые воспевают дикую красоту и мощь сурового сибирского края. Масштабное полотно «Северный край» было написано в 1899 году и стало завершающей работой этого цикла. Эту работу считают наиболее удачной в творчестве зрелого мастера.
Сюжет картины прославляет первозданность и таинственную силу леса, безграничные дали родной земли. Словно с высоты холма мы смотрим на величественную панораму сибирских просторов. Неторопливая и полноводная река течёт за горизонт.
На переднем плане картины живописец изобразил молодые ярко-зелёные деревья. Два юных кедра с пышной кроной почти прижались друг к другу. Вниз по холму разбежались стройные ёлочки. Они пришли на смену отжившим век елям, от которых остались сломанные и засохшие стволы. Одинокий старый кедр упрямо стоит на склоне. Ветра наклонили его макушку, но северный исполин не сдаётся и гордо возвышается над бескрайней тайгой. Дальше мы видим северные пихты и ели. Они растут близко друг от друга, чтобы выдерживать холода и ветра. Непроходимая чаща простирается на многие километры.
Река на картине спокойна и холодна. Упрямо прокладывает она себе путь между скалистых берегов. Мы не видим её начала и конца. Вода и отражённое в ней небо – символы вечности и бесконечности. Ничто не выдаёт здесь присутствие человека. Лишь темные тени от лесной чащи лежат на зеркальной глади. От воды поднимается едва заметной дымкой белесый туман.
Изображению неба на полотне отведена всего одна четверть места. Оно своей суровостью лишь подчёркивает величавость пейзажа, мощь дикого лесов и опасно-холодной реки. Небо придаёт пейзажу ещё большей загадочности и таинственности. Свинцово-тяжёлые линии туч скрывают заходящее солнце. Лишь слабые тревожные отблески пробиваются между ними.
Расположив реку по диагонали картины и наделив её многочисленными изгибами, живописец добился необычайной глубины лесных далей. Река разбавляет непроходимость леса и разделяет его на две части. Правая часть насыщенна цветом, левая бледновата и тонет в дымке. Такой приём расширяет пространство, придавая полотну эпичности.
Цветовая гамма состоит из многочисленных вариаций зелёного и синего цветов. Серые и коричневые оттенки прекрасно передают почтенный возраст деревьев, дремучесть тайги. Контраст между тёмной палитрой леса и светлой реки позволяет пейзажу не выглядеть мрачным. А розоватые вкрапления облаков на воде и в небе добавляют картине чуть нежности и теплоты.
Художник хотел показать зрителю, какой могущественной и завораживающе красивой может быть дикая природа. Её неизведанность и бескрайность таит в себе незримые богатства.
Пейзаж вызвал у меня восторженные чувства своей необычной величавой красотой. Я ощутила холодок вечернего тумана, ползущего от ледяной воды. Картина полна спокойствия и гармонии.
- Сочинение-описание картины С днём смеха Ротов К.П.
- Сочинение-описание картины «Домик с красной крышей» Рылов А.А.
- Сочинение-описание картины «Проводы ополчения» Ракша Ю.М.
- Сочинение-описание картины Буря Айвазовский И.К.
- Сочинение-описание картины «Вратарь» Григорьева С.А.
- Сочинение-описание картины «Портрет мальчика Челищева» Кипренский О.А.
- Сочинение-описание картины Иван-царевич и Лягушка-квакушка Билибин И.Я.