Сочинение-описание картины «Празднество свадебного договора» Шибанова М.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса |
Рассмотрите картину «Празднество свадебного договора». Как, по-вашему, относится автор к героям своего произведения? Что чувствует каждый из них? |
Примерный план сочинения: |
Сговор на свадьбе: традиции, эмоции и чувства Михаил Шибанов родился в семье крепостных, позже он получил вольную. Поэтому художнику особенно близка жанровая живопись на тему крестьянского быта. Он знал и чтил народные традиции. На картине «Празднество свадебного договора» изображен успешный сговор. В те времена молодые люди могли пойти под венец только с согласия родителей с обеих сторон. В центре полотна, возле стола под иконой, расположены фигуры главных героев. Невеста в праздничном наряде, с платком на голове максимально ярко освещена. Золотистый сарафан украшен узорами, жилетка расшита красными цветами. Девушка скромно опустила глаза, немного поджала губы. Она стесняется общего внимания. Жених не скрывает своей любви. Он ни на кого не обращает внимания, кроме любимой. Выразительные карие глаза направлены только на ее лицо. Губы улыбаются сквозь густую золотистую бороду. Юноша держит девушку за руку. Это намек на то, что в дальнейшем они будут идти по жизни вместе. Слева от стола расположились четверо мужчин. Мужчина в красном кафтане приподнялся и показывает ладонью на жениха. Вероятно, перечисляет его достоинства и хвалит. Его сосед внимательно слушает собеседников. За спинами «сватов» тихо и мирно расположился самый старший из них, с седеющей бородой. Кажется, что он дремлет. А на переднем плане веселый мужичок радостно улыбается, разливая вино. Справа столпились женщины. Они различаются головными уборами. Девушки, замужние женщины, вдовы, старушки украшают голову по-разному. Подружка невесты ведет себя уверенно и насторожено, подбадривает жениха. Она – в центре событий. Возле нее сидит бабушка в коричневом платке и задумчиво смотрит вдаль. Вероятно, вспоминает молодость. На сватанье собрались родители, родственники и знакомые. На заднем плане виднеются любопытные, отвлеченные и доброжелательные лица. И даже в самом дальнем углу комнаты, за шторкой, можно обнаружить еще троих зрителей. На полотне мы видим комнату, наполненную людьми. Каждый человек выражает определенные чувства. Художник с искренней любовью и уважением относится к своим героям. Эти простые люди вызывают у меня симпатию. Автор мастерски совместил естественные и «живые» выражения лиц с широкой палитрой красных, зеленых и коричневых оттенков. На полотне царит радостное и предпраздничное настроение. Будущих молодоженов ожидает счастливая семейная жизнь. А гостей – яркое торжество. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
В 1777 году художник Михаил Шибанов написал картину, которую назвал «Празднество свадебного договора». Автор описал предсвадебное собрание родственников жениха и невесты. Они обсуждают как будет проходить свадьба, сколько будет присутствовать гостей, каково приданое и многое другое. Две семьи собрались в доме родителей невесты. Бурно обсуждают и предлагают идеи проведения свадьбы. Будущие супруги стоят посередине в предвкушении события. На переднем плане стоят жених и невеста. Девушка одета в душегрейку и сарафан, расписанный узорами и ярко-красными цветами. Ее голову украшает клетчатая фата. Ее суженный выглядит более скромно. Рубаха, а сверху зеленый кафтан. Сестра невесты поправляет ее костюм. А рядом сидят и остальные, родственники и прислуга. Будущие молодожены стоят лицом к семье жениха. Все любуются парой. Обсуждения проходят в деревянной избе, в небольшой комнатке, левый угол, которой завешен иконами. Невеста распереживалась. В левой руке она держит платок на случай, если вдруг не сдержит слез радости. Жених, чтобы успокоить суженную, взял ее за руку. За шторами справа стоят еще люди. Мы знаем, что в восемнадцатом веке семьи были большими, а жили все вместе. Позади мужчины в красном кафтане, на полу сидит малыш. Он играет с чьим-то головным убором, который ему очень велик. На столе лежат различные угощения, а также караваи, которые должны будут разломить на две половины, в случае удачного предсвадебного договора. Картина написана в темных тонах. Присутствует много коричневого, черного и зеленого цветов. Но все внимание приковывает облик невесты. Детали белого, голубого, желтого и красного ярко выделяются на фоне остальной картины. При взгляде на полотно, у меня появляется волнение за жениха и невесту, чувствуется как они переживают. Как будто погружаешься в волнительную атмосферу перед свадьбой. Родственники сидят и громко разговаривают, кто-то переговаривается между собой, все присматриваются к паре. Михаил Шибанов написал картину так, что она получилась полной эмоций и восхищений. Холст интересно рассматривать, подмечая новые детали. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Совсем немного биографических сведений сохранилось о талантливом русском художнике 18 века Михаиле Шибанове. По происхождению он был крепостным крестьянином, числился живописцем графа Потёмкина. Шибанов писал иконы и портреты знатных особ. Особая роль художника в русском искусстве в том, что он первым обратился в своих работах к традициям и быту крестьян, показав себя превосходным мастером бытового жанра. Михаил Шибанов на долгое время был забыт. Лишь в 20 веке его новаторство было оценено по достоинству.
Тему для знаменитой картины художник взял из хорошо знакомой ему жизни суздальских крестьян. Он сам был родом из тех мест и обучался технике живописи у суздальских иконописцев. Искусствоведы склонны думать, что картина изображает государственных крестьян, которые жили лучше помещичьих. Причём художник преднамеренно показал праздничную сторону жизни. Ведь недавно прошло восстание Пугачёва и за показ нищеты крестьян живописца сочли бы сторонником пугачевщины.
О сюжете картины рассказывает её название. Полотно воспроизводит древний обряд – сговор между двумя семьями, желающими сыграть свадьбу своих детей. В присутствии родственников жениха и невесты между молодожёнами заключается договор о будущем брачном союзе. Молодые взялись за руки в подкрепление всего сказанного.
Главные герои полотна – жених и невеста – изображены в центре композиции. Акцент сделан художником на невесту. Она показана в полный рост и выделена цветом. Ведь сговор – это и всеобщие смотрины будущей жены. Девушка выглядит смущенной и чуть растерянной. Это ответственный момент её судьбы. Наряд невесты говорит, что она из обеспеченной крестьянской семьи. На ней парчовый сарафан, яркая цветастая душегрейка, вышитый головной убор с фатой. Грудь украшает ожерелье. Жених в алой рубахе и нарядном зелёном кафтане. Он влюблённо смотрит на невесту, нежно взяв её за руку.
Полотно словно разделено на две половины – мужскую и женскую. В правой части с огромным вниманием следят за происходящим присутствующие на церемонии женщины. Они призваны оберегать правильность традиции, ведь любое отступление, по их мнению, может плохо сказаться на судьбе молодых. Пожилая женщина молитвенно сложила руки, переживая за невесту. Члены семьи и приглашенные празднично одеты. Облик присутствующих выражает проникновенную серьезность. Всё делается с мудрым и величавым спокойствием.
Действие происходит в бревенчатой крестьянской избе, где единственное украшение – иконы. Простой деревянный стол накрыт в честь гостей белой скатертью. На нём нехитрые угощения, во главе которых – каравай хлеба. По обычаям сговор заключался в доме невесты. На картине присутствуют младшие дети семьи. В правом нижнем углу заметен малыш. Вверху кто-то выглядывает из-за шторы.
Многофигурная композиция показывает незаурядное мастерство опытного художника, сумевшего ритмически так расположить фигуры на полотне, что они словно объединены общим движением внимания к невесте. Композиция помогает раскрыть основную психологическую тему этой бытовой сцены – душевные переживания юной невесты.
С помощью цвета и света мастер выделил главных героев картины и создал цветовой контраст. Его палитра полна оттенками коричневого, красного, зеленого цвета. Праздничность происходящего показана за счёт контраста яркой одежды и мрачноватых стен.
Шибанов хотел показать в картине живую сцену из близкой ему и незаслуженно оставленной в тени народной жизни. Он стремился передать торжественность обряда и отношение к нему крестьян. Для них это незыблемый, установленный предками порядок.
Мне понравилась в картине оригинальность замысла и психологизм. Только наблюдательный и опытный живописец мог так точно передать состояние различных людей. Хорошо, что имя мастера не затерялось в веках и память о нём восстановлена.
- Сочинение-описание картины «село Хмелевка» Крымова Н.М.
- Сочинение-описание картины Девочка с ягодами Рачков Н.Е.
- Сочинение-описание картины «Проводы ополчения» Ракша Ю.М.
- Сочинение-описание картины «Церковь Вознесения на улице Неждановой» Назаренко Т.Г.
- Сочинение-описание картины Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна Репин И.Я.
- Сочинение-описание картины «Перед террасой» Жуковский С.Ю.
- Сочинение-описание картины «Малахитовая чаша»