Сочинение-описание картины «Ледоход» Мещерского А.И.

Вариант 1. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О картине
2. Сюжет
3. Описание переднего и заднего планов
4. Цвета и оттенки
5. Мое отношение

Картина «Ледоход» была написана в 1869 году художником Арсением Ивановичем Мещерским. Позже это произведение искусств купили для музея императора Александра III. Сейчас полотно хранится в Государственном русском музее. При написании автор использовал холст и масло.

На картине изображены айсберги врезающейся друг в друга. По словам автора это уходящая зима на побережье Финского залива. Смотря на небо, становится понятно, что наступает ночь. Волны рьяно разбиваются о льдины. Птицы в надежде, что эта погода вскоре закончится, парят над водами. Можно предположить, что также присутствует ветер.

На переднем плане на слегка столкнувшихся льдинах образовалось множество трещин. Подальше сгрудились огромные глыбы. Они высоко возвышаются надо льдом. Также видны стволы и ветви деревьев. Видимо во время столкновения они находились рядом или уже вмерзли в льдины ранее.

На заднем плане видны промоины с темной водой. С небольшими волнами она вновь и вновь сталкивает айсберги. Над льдами кружит огромная стая птиц. Они суматошно кружат над водой. Справа на небе — прекрасный зимний закат, но слева от него мрачные тучи, поглощающие яркие краски, и уносящие их в ночь.

Картина «Ледоход» — это тот случай, когда на холсте хорошо сочетаются холодные и теплые оттенки. Белый, голубой, холодно-желтый и коричневый создают ощущение промозглого холода. Но посмотрев на теплый закат, в сочетании оранжевого, красного и капли розового, впечатление о картине меняется. Несмотря на то, что цвета разной тепловой категории, они смотрятся очень гармонично.

Полотно не вызывает у меня особых эмоций. Сколько бы в нее не вглядывалась — безуспешно. Возможно, этого эффекта и хотел добиться автор. Вдруг во время создания этой картины он был безучастен и холоден? Рисуя эту картину, он изобразил бездушные льдины на фоне прекрасного теплого заката, будто говоря о том, что вслед за безразличием, внезапно, может появиться буря ярких чувств.


Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Арсений Мещерский – известный создатель картин о природе различных климатических зон России, а также Европы. Свои реалистичные, впечатляющие пейзажи мастер писал во второй половине 19 века. Манера письма Мещерского была настолько особенная, что ему приходилось отстаивать её в период обучения у мастеров живописи. Художник много путешествовал. Большое наследие из работ осталось от его посещений Крыма, Кавказа. Финляндии, Прибалтики. Мастеру нравилось изображать дебри леса. Большинство его романтических пейзажей посвящено именно этой теме. Очаровывала своей прекрасной суровостью художника и зима.

Картина «Ледоход» отображает переломный момент зимы на побережье Финского залива. Всегда удающуюся зимнюю тему на этот раз мастер наполнил энергией пробуждения природы в предчувствии близкого тепла. Находящееся в наши дни полотно Мещерского в Государственном Русском музее было написано в далёком 1869 году и куплено для музея императора Александра ІІІ.

Сюжет картины «Ледоход» очень реалистично передаёт суровость зимнего вечера. Глядя на него, ощущаешь колючий холод и пронизывающий ветер в безжизненном ледяном пространстве. Но мрачное небо пейзажа оглашается возбужденным криком стаи взлетающих птиц. Возможно, они услышали, грохот ломающегося льда. Сюжет говорит о наступившей для зимы точке невозврата. Залив прощается с так долго царствующей зимней скованностью.

На переднем плане виден припорошенный свежим весенним снегом берег. Земля ещё промерзшая земля. Лишь справа видна проступившая сквозь снег талая вода. Хаотично нагромождённые на берегу льдины говорят о недавнем разгуле стихии. Ледяной покров в заливе был взломан, бушующие волны выбросили острые глыбы. Прибрежные скалы и отдельные гладкие валуны выглядят мрачно.

Центр композиции заполнен бесформенными огромными камнями. Рядом с ними выкинутая и опрокинутая ветром лодка, вывернутый с корнями ствол дерева. Такая хаотичность говорит о нестабильности погоды в период изображенного мастером времени года. Но визуальная устремлённость центральной части вверх предсказывает скорое весеннее преображение всего вокруг. Это предчувствие многократно усилено взмывшими в небо чайками.

Задний план выглядел бы тоскливым и слишком хмурым, если бы живописец не подсветил его ярким заревом заката. Однако атмосфера зимнего заката у моря очень тревожна. Природе предстоит пережить ещё немало ненастный и холодных дней.

Цветовая гамма удачно передаёт серую мглу сумерек. Молочно-голубой оттенок, преобладающий на переднем плане, притягивает внимание зрителя и направляя его в глубину картины. Блекло-зеленые тона добавляют пейзажу ощущение холода. На полотне отсутствуют какие-либо световые эффекты или явные контрасты. Его колорит очень сдержан.

Художник стремился передать ощущение суровости северного края даже во время наступления весны. Мещерский находит, что природа достаточно интересна в любых проявлениях и состояниях. Её мрачность и тревожность тоже можно изобразить так, чтобы зритель получил от картины высокое эстетическое наслаждение.

Мещерский создал простое по мотиву полотно, выразив в нём так много. Меня привлекает в картине правдивость и глубина изображения. Мастер даёт возможность целиком погрузить в удивительный мир скованного холодом, но оживающего от долгого сна уголка природы.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос