Сочинение-описание картины Снедь московская. Хлебы Машков И.И.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 5 класса |
Рассмотрите натюрморт. И. Машкова «Снедь московская. Хлебы». Что изобразил художник? Какое настроение создаёт картина? |
Примерный план сочинения: |
«Хлебы» как гимн мастерству пекаря Илья Машков стремился создать натюрморт, который убедителен и понятен для каждого человека. Будь то рабочий или крестьянин. Художник утверждал, что искусство живописи обязано идти в ногу со временем. Его натюрморт «Снедь московская. Хлебы» передает восхищение автора пекарями Москвы. Золотые руки мастеров создают не просто хлебобулочные изделия. Они выпекают шедевры. Композицию картины можно условно разделить на две части по горизонтали. Деликатесы и сладкая сдоба в хаотическом порядке разложены на поверхности круглого стола. Они отображаются на полированной, почти зеркальной темно-красной столешнице. И снеди кажется вдвое больше. Сверху висит полочка из необработанного светлого дерева. На ней – сытный, более привычный для нас хлеб, который подают к основным блюдам. По горизонтали полотно разделено черным платком со светлыми кругами. По центру стола размещена фарфоровая ваза на тонко и высокой ножке. Белоснежная, глянцевая поверхность расписана голубыми узорами. Сверху – половина булочки с цукатами в разрезе. Ее вторая часть лежит возле вазы. Также на тарелке можно увидеть пирожные с глазурью и кремом. Справа от вазы – витая сдоба и ромовый кекс. Его нежная, светло-коричневая поверхность густо посыпана сахарной пудрой. Снизу заботливый пекарь положил белую салфетку. А возле зеленовато-серой, с синими разводами стены расположился ряд из шести прямоугольных сладких булок. Слева – в аккуратной берестяной корзиночке маленькие и круглые пирожные коричневого и розового цвета. Они состоят из двух частей, посередине – прослойка из крема. Эти прянички напоминают мне французские макаруны. За ними – поджаристая хала, традиционный еврейский хлеб. Он напоминает наш продолговатый батон. Московские пекари знакомы с рецептами разных народов мира. На полке – традиционные русские хлебобулочные изделия. Посередине – темный, самый сытный подовый хлебец квадратной формы. Слева от него – круглая буханка белого хлеба с хрустящей корочкой. Справа – замысловатый большой крендель с завитушками. Возле него – продолговатый печеный пирог с начинкой. С края полки свисает вязка поджаристых бубликов (или баранок). Художник подчеркивает разнообразие, изобилие румяных и аппетитных лакомств. Кажется, что их только что достали из печи. Мне почудилось, что в воздухе витает неповторимый аромат свежеиспеченной снеди. Круглые и квадратные, продолговатые и витые изделия – это результат многочасовой и кропотливой работы. Такой натюрморт призывает задуматься над тем, какой ценой создавалось это изобилие. Это не просто красиво и вкусно. Это – торжество труда, восхищение кулинарными талантами московских мастеров. |
Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Илья Машков – известный художник начала 20-го века. Его любимым жанром смело можно назвать натюрморт. Ему удавались пейзажи, портреты и жанровые сцены, но к написанию натюрмортов Машков неизменно возвращался до последнего дня творчества. Они получались у него необыкновенными, изобильными, несущими свет и радость.
Живописец в разные годы творчества несколько раз обращался в своих работах к теме хлеба. Он для него был символом жизни и уважения к труду тех людей, благодаря которым в него вложили сотни людей в городе и на селе. Картину "Снедь московская. Хлебы" художник создал в Москве в 1924 году. Он изобразил богатство ассортимента продукции одной из городских пекарен.
Сюжет натюрморта впечатляет хлебной щедростью. Мы видим изобилие различной выпечки. Снедью в те времена люди называли приготовленную еду для ежедневного потребления. В сюжете Машкова снедь показан праздничной, нарядной, восхищающей разнообразием. Такой натюрморт был характерен для советской эпохи.
На переднем плане выделяется блестящей и яркой поверхностью круглый стол. Он завален свежей выпечкой. Здесь замысловатой формы батоны, булочки, плетёнки с маком, крендели и сухарики. Изящная белая вазочка заполнена ароматными маленькими булочками и пирожными. Рядом в похожей на шкатулку коробке лежит покрытое шоколадной и розовой глазурью печенье. На белой салфетке манят аппетитными фигурными боками кекс и хлебная косичка.
На заднем плане привлекает внимание квадратный ржаной каравай на фоне тёмно-зелёной ткани. Рядом с ним круглый белый каравай и узорчатый большой крендель. Связка с баранками вот-вот свалится на стол. Всё это богатство хлебных форм немного хаотично расположено на светлой деревянной и совершенно простой по форме полке. Тёплую и яркую расцветку хлебов отчётливо выделяет фон сероватой стены.
Настроение картины пропитано ароматом свежей выпечки и теплотой хлебного достатка. Заваленный снедью стол создаёт присутствие праздника жизни, благополучия, спокойствия.
Цветовая гамма полотна умиротворяюще тёплая. В ней преобладают коричневые, золотистые, красноватые оттенки. Они замечательно передают свежесть выпечки и энергию солнечных колосьев, переданную хлебу. Также помогает этому впечатлению цветовой контраст. Блеск полированного стола, холодные оттенки изумрудно-зелёной ткани и белоснежная вазочка ещё больше подчёркивают теплоту и аппетитность хлебов.
Об этой работе художник говорил, что хотел создать созвучную своему времени картину, чтобы она была понятна и близка человеку труда. Он хотел видеть в ней что-то родное, русскую широту души, стремление к лучшей доле. Мастер прекрасно передал свой замысел в красоте изделий московской пекарни.
Картина произвела на меня впечатление каким-то особым хлебосольным изобилием. Караваи и булочки согревают, манят хрустящей корочкой. Ещё было очень интересно узнать, какую выпечку ели москвичи почти сто лет назад.
- Сочинение-описание картины «Церковь Покрова на Нерли» Кожин С.Л.
- Сочинение-описание картины «Портрет мальчика» Петров-Водкин К.С.
- Сочинение-описание картины Витязь на распутье Васнецов В.М.
- Сочинение-описание картины «Верочка» Мыльников А.А.
- Сочинение-описание картины «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина» Кустодиев Б.М.
- Сочинение-описание картины «Тихая обитель» Левитана И.И.
- Сочинение-описание картины «Утренний натюрморт» Петров-Водкин К.С.