Сочинение-описание картины «Боярышня» Маковский К.Е.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса

Небольшое сочинение по картине "Боярышня" с цитатами строк С.Я. Надсона.

Примерный план сочинения:
1. Портрет как способ передачи внешней и внутренней красоты
2. Описание лица и мимики «Боярышни»
3. Роскошный наряд и драгоценности девушки
4. Картина как иллюстрация к «народному преданию» Надсона

«Боярышня» – образ русской красавицы

В портрете «Боярышня» Маковский стремился передать внешнюю и внутреннюю красоту девушки из богатого сословья. Художник не только старательно прорисовывает внешность героини, сидящей вполоборота. Он воссоздает атмосферу допетровской Руси. Он изучал и собирал антикварные предметы. На полотне мы видим головной убор, наряд и ювелирные украшения, которые носили женщины минувшей эпохи.

По внешнему виду юной красавицы можно определить ее характер. Изогнутые, четко очерченные черные брови «выдают» волевую и решительную натуру. Такая девушка не будет подчиняться судьбе. Внимательный, сосредоточенный взгляд серо-голубых, широко распахнутых глаз указывает на ум. Темные волосы заплетены в косу и собраны под кушаком.

Розовые и нежные, но горделиво сомкнутые губы вызывают двоякое впечатление. Боярышня помнит о своем высоком положении. Но одновременно она – приятная и милая личность, способная на искреннюю любовь. Нежное, открытое лицо с легким румянцем подтверждают открытость и приветливость героини сюжета. Она не кичится своим положением:

На устах лукавых вечный смех да шутки,
Ясный взор сверкает жизнью молодою.

На голове у красавицы – высокий головной убор. Внешне он напоминает золотой веер с большим зеленым изумрудом посередине. Сзади к нему прикреплена легкая, прозрачная сеточка. Лоб прикрывает расшитая жемчужинами вуаль.

Дочь боярина достойна лучших украшений мира. В ушах – массивные серьги с изумрудами и подвесками. На шее – две нити идеально подобранного крупного жемчуга и ожерелье из красных драгоценностей. На груди – крест из золота с большим кроваво-красным рубином посередине. Такие ювелирные изделия стоят целого состояния.

Примечательно, что платье сливается с фоном. Оно, как и задний план, прорисовано крупными мазками салатового, светло и темно-зеленого цветов. Возможно, художник хотел обратить внимание зрителя на внутренний мир героини сюжета. Я думаю, картину можно использовать как иллюстрацию к «народному преданию» Надсона «Боярин Брянский». А именно, к строчкам:

Между тем из прежней розовой малютки
Дочь его уж стала девушкой-красою.

В произведении мы видим богатую наследницу, которая выбрала любовь к простому человеку. И отказалась от роскошной жизни при царском дворе. Одновременно она осталась любящей дочерью, которая способна отдать жизнь ради отца.


Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения об авторе и его произведении
2. Описание внешности героини портрета
3. Детали старинного наряда
4. Цветовая гамма
5. Мое впечатление

Русский живописец Константин Егорович Маковский — представитель последнего поколения художественной династии, пользовался успехом у аристократии. Благодаря необычной теме, выбранной для своих творений, он имел ошеломительный успех. В конце ХIХ — начале ХХ веков Маковский стал одним из первых художников, писавших в жанре исторической живописи. От полотен и сейчас веет красотой и невероятной харизмой. Ему принадлежит целая серия портретов русских красавиц в старинных одеяниях. Эти работы хранятся как в частных коллекциях, так и в российских художественных музеях.

Художник интересовался образами русских боярышень ХV-ХVII веков. Поэтому и героини его портретов изображены в старинных одеждах. На картине «Боярышня», мы видим молодую женщину, облаченную в роскошный наряд зеленого цвета. Девушка смотрит в сторону. В ее взгляде читается ум и независимость. Она гордится своей красотой и знает себе цену.

Овал лица юной модели безупречен. У нее гладкая, здоровая кожа. На щеках играет яркий румянец. Над большими зелеными глазами девушки — пушистые ресницы и густые, красиво очерченные черные брови. Ее пухлые губки алого цвета.

Стоит уделить особое внимание наряду молодой особы. Он совсем не похож на одежду, которую носили ее современницы. Скорее всего, это богатый костюм хранился в сундуках художника, который коллекционировал подобную одежду. Сочные краски подчеркивают качество дорогих тканей, из которых ее шили. Красивое ожерелье надето на шею модели. На ее голове — украшенный золотом, дорогим кружевом и драгоценным камнем кокошник, под который аккуратно спрятаны волосы. В ушах прелестницы — тяжелые золотые серьги с изумрудом.

Основная часть картины написана крупными мазками всех оттенков зеленого цвета. Наверное, мастер использовал этот прием, чтобы ничто не отвлекало зрителя от лица русской красавицы и великолепия ее костюма. Красные и белые бусы обвивают тонкую шею девушки. Золото прекрасно гармонирует с сочно-зеленым фоном и придает образу боярышни величественный вид.

Я в восторге от этого полотна. Девушка выглядит настолько естественно, что кажется, будто передо мной не картина, а фотография. Но в то же время, чувствуется, что автор хотел передать восхищение юной моделью и созданным образом, а это сложно сделать через призму фотокамеры.


Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Художественная династия Маковских дала миру несколько поколений живописцев. Наиболее известными из них стали Константин и Владимир Маковские. Братья при жизни достигли признания и славы. Любимчиком русской аристократии был Константин, с небывалым успехом писавший заказные портреты в конце 19 и начале 20 веков. Также Константин Маковский одним из первых в искусстве обратился к жанру исторической живописи. Его полотна до сих пор нравятся зрителю жизнерадостным обаянием. Мастер искал красоту в давно прошедших веках, в древнерусской старине. Большую популярность приобрела его серия полотен с русскими боярышнями. Для их изображения Маковский избрал стиль романтизма.

2. Художника интересовали русские красавицы 15 – 17 веков. Героинь своих портретов мастер непременно изображал в национальных одеждах. Написанных им картин с названием «Боярышня» насчитывается несколько десятков. Константин Маковский начал создавать серию боярышень ещё в 1880-х годах и не расставался с этой идеей до конца жизни. Позировали мастеру его современницы. Живописец наряжал их в старинную одежду, которую специально разыскивал и скупал для своих моделей. Сундуки и комоды в доме мастера были полны тяжёлых старинных тканей и восхитительных головных уборов. Боярышня в зелёном платье относится к позднему периоду творчества Маковского. Год её создания примерно 1910.

3. Сюжет картины представляет нашему вниманию красивую девушку, облаченную в традиционный праздничный костюм. Роскошь украшений и богатство наряда говорят о её знатном происхождении.

4. Внешность величавой красавицы подчёркнуто благородна. Чёрные брови взлетают горделиво, зелёные глаза умны и проницательны. Румяное лицо цветёт здоровьем и молодостью. Оно выражает спокойствие и достоинство. Черты лица правильные и выразительные. Пышные алые губы крупные и чувственные. Тёмные волосы видны лишь на виске и за ярко-розовым ухом красавицы. Её коса спрятана под головным убором. Лицо героини максимально приближено к зрителю.

5. Детали наряда живописец передал с точностью, но не прописывая всё до подробностей. Основное внимание на полотне уделено лицу. Несмотря на крупные свободные мазки, которыми написан верх платья, мы понимаем, что девушка одета изысканно. Кокошник в виде высокой короны украшает огромный изумруд. Небольшой камень из такого же материала мы видим в массивной золотой серёжке, над ней искусно потрудился ювелир. Украшение вокруг лба, которое называется очельем, напоминает кружево. Скорее всего, очелье расшито мелким жемчугом. Оно пришито к шапочке, удерживающей кокошник. Привлекает внимание вуаль, струящаяся с затылка на спину и плечи. Она сделана из тончайшей полупрозрачной ткани с разноцветным орнаментом и золотой нитью.

6. Фон полотна выполнен хаотичными мазками и затемнён для того, чтобы высветлить лицо девушки и выгодно оттенить роскошное сияние наряда героини. Бусы из крупного жемчуга подчёркивают царственность пленительного образа. Тёмно-рубиновые ряды бус говорят о ярком темпераменте героини.

7. Маковский любуется своей моделью. Он стремится передать своё восхищение зрителю. Очарованность молодостью, красотой, блеском украшений и нарядов – вот яркий посыл мастера, настигающий нас и через множество лет.

8. Мне понравилось в картине то, что художник именно такой изобразил русскую красавицу давно ушедшей эпохи. Пусть её образ несколько идеализирован, однако он вдохновляет и дарит эстетическое наслаждение.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос