Сочинение-описание картины «Тихая обитель» Левитана И.И.


Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Знаменитый меценат Третьяков первым назвал молодого Исаака Левитана ведущим русским пейзажистом. Коллекционер и основатель галереи скупал в последние десятилетия 19 века почти все картины живописца, которого ничто так не вдохновляло, как среднерусский пейзаж. Вскоре удивительные работы Левитана стали именовать "пейзажами настроения". Действительно, каждое его полотно было проникнуто особенными чувствами, точно и очень тонко передававшими разнообразные состояния природы. К неповторимому реализму мастера во многих работах подмешивались отголоски импрессионизма. Многочисленные картины живописца всегда отличала особенная поэтичность.

Замысел "Тихой обители" возник у Левитана в 1887 году в окрестностях Звенигорода. Его восхитил закат, озаривший здания одного из монастырей. Картина была окончена лишь в 1890 году. Художник создавал её по этюдам, сделанным во время путешествия по Волге. На полотне нашли отражение впечатления мастера, полученные им от созерцания нескольких видов с монастырями.

Сюжет работы простой, грустно-очаровательный и необычайно задушевный. Он воспроизводит тихую жизнь скрытой в буйной зелени обители. К монастырю через ветхий мост ведёт широкая тропа. Вечерний закат золотит купола церкви и маковку колокольни. Каждый зритель узнаёт в этом сюжете что-то очень родное, близкое, русское.

На переднем плане островок пышной зелени трав с белыми цветами и песчаная тропа к реке. В лениво текущей воде чуть дрожат отражение деревьев, храма, островерхой колокольни. Словно замерли в реке круглые листья кувшинок. Спокойствие воды необычайно усиливает ощущение царящих в округе тишины и предзакатного покоя. Деревянный мост через реку словно приглашает нас пойти на другой берег, в мир безмятежности и светлой радости.

Задний план открывает утопающий в зелени деревьев дальний берег. Среди деревьев рощи затерялись белоснежные стены монастырских строений. Этот мотив затерянности повторяют белые цветы среди трав и лёгкие облака в бесконечно высоком небе. Художник неслучайно отдал изображению неба треть места на холсте. Оно добавило пейзажу воздушности, чистоты, эффекта устремлённости ввысь.

Немаловажную роль на полотне играет освещение пейзажа заходящим вечерним солнцем. Его ласковое тепло, коснувшись дальнего берега, погрузило его в предельную умиротворённость. Ближний берег в тени. Он словно напоминание о мрачности и обыденности того, что лишено божьей благодати. Но мы вольны ступить на связующий берега мостик и выбрать путь к свету.

В цветовой гамме преобладают холодные оттенки – зелёные и молочно-голубые. Множество полутонов делают палитру необычайно богатой. Особенно удивительно написаны облака. Отсветы заката выполнены десятками тончайших, едва различимых оттенков.

Полотно пропитано настроением благодати. Его краски настолько прозрачны и чисты, что кажется – вот он, земной рай. Иди по тропе, и всё суетное останется позади.

Автор картины хотел сказать новое слово в изображении знакомого русскому человеку пейзажа. Ему удалось показать привычное так, что оно показалось зрителю невиданным и очаровало, как только что открытое.

10. Меня восхитила в пейзаже его волшебная безмятежность. Кажется, что спокойствием пропитан каждый листик и малая травинка. В картине столько духовной чистоты и возвышенной торжественности!

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос