Сочинение-описание картины «Без вести пропавший» Горский А.П.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 8 класса |
Рассмотрите репродукцию картины А. П. Горского без вести пропавший. 1946 год». Какой теме она посвящена? Как вы думаете. какие мысли и чувства выразил художник? |
Примерный план сочинения: |
Чудесное возвращение воина 1946 год – важная деталь, которая помогает раскрыть сюжет картины А. Горского. После окончания Великой Отечественной войны сотни тысяч семей не знали, какова судьба ушедших на фронт мужчин. Кто-то встречал героев, кто-то плакал над похоронками. Но были люди, которые получили извещение, что боец «пропал без вести». Такая информация продолжала мучительное ожидание, но она вселяла надежду. В центре композиции – мужчина и женщина. Кажется, что это не люди, а скульптура, высеченная в граните. Солдат одет в походную форму, за плечами – вещевой мешок. Поражает его одновременно строгое, уставшее и сосредоточенно выражение лица. На нем нет радости от возвращения! Человек еще не отошел от тех ужасов войны, которые ему довелось увидеть. Воин обнимает женщину, которая склонилась к его груди. Я заметил, что на голове у нее черный платок. Такой одевают те, кто потерял близкого человека. Мы видим только часть лица. Кто это? Сестра, жена, мать – или Родина, которая дождалась возвращения защитника? На коричневом фоне ярким пятном выделяется судорожно сжатая кисть руки страдалицы. Сгорбленная фигура, босые ноги и серая, почти черная одежда вызывают сочувствие. Слева от пары виднеется русская белоствольная береза. На ее стволе есть темные лоскутки. Во время голода люди ели даже кору. Ветви дерева красиво развевается изумрудной листвой. Справа – бревенчатая изба. На заднем плане – зеркальная гладь широкой реки. А на ее берегу расположилась небольшая деревня. У меня эта картина вызывает настроение светлой радости и восторга. Полотно называется «Без вести пропавший». Художник своей работой дарит надежду. Вот он – тот, которого, возможно, похоронили заживо в сводках. Вот он – тот исход, на который надеялись и в городах, и в деревнях. Именно с приходом бойца в семье по-настоящему заканчивается война. А. Горский выбрал поразительно светлую, жизнеутверждающую палитру цветов. Она символизирует мирную жизнь, возрождение после разрухи. Ярко-голубое небо с белоснежными облаками вызывает праздничное, возвышенное настроение. Оно занимает значительную часть полотна. Небосвод сливается с ярко-голубым, спокойным зеркалом реки. Весенний ковер светло-зеленых трав усеян красочными украшениями: желтыми одуванчиками, синими колокольчиками, белыми ландышами. Природа ожила и обновилась. Возле деревни сплелись в причудливый узор светло-коричневые дорожки. Они не заросли травой, по ним ходят люди. На фоне этого великолепия темно-коричневые фигуры людей приобретают размытые очертания. Расположенные на вершине холма, у дерева, они напоминают обелиск. Возможно, так автор подчеркивает, что не стоит поддаваться отчаянию. И «пропал без вести» – это еще не смертный приговор. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Картина «Без вести пропавший. 1946 год» написана российским художником Андреем Петровичем Горским в 1962 году. Сюжет этого полотна трогает за душу каждого зрителя. Ведь в нем описана вся боль русских женщин, получивших давно похоронку или письмо о пропаже без вести на мужа, сына, отца или брата, но дождавшихся их живыми уже в послевоенные годы. В центре картины мы видим солдата, вернувшегося с Великой Отечественной войны домой живым и здоровым. Дата, указанная в названии полотна — 1946 год, говорит о том, что бои давно закончились и одержана победа над фашистами. Но этот воин смог попасть в родные края гораздо позже. Возможно, он был в плену все это время или лежал в госпитале с серьезным ранением. Кажется, что возвращению героя радуется не только любимая женщина, но и окружающая их природа. Позади пары, застывшей в объятиях, мы видим светло-голубое небо с легкими облаками. Чуть дальше — широкая река в обрамлении берегов, заросших лесами. Три белые березы, позванивая летней листвой, колышутся под дуновением свежего ветра. Все это создает торжественную атмосферу, соответствующую долгожданному моменту встречи. Солдат и припавшая к его груди мать или жена стоят на холме, возле простой русской избы. Около ее стен лежат разрубленные совсем недавно поленья. Видимо, ждать помощи этой женщине было неоткуда. И она, несмотря на свою хрупкость, занималась заготовкой дров на зиму самостоятельно. У подножия холма расположилась небольшая деревушка. В ней сохранились крепкие дома, хозяйственные постройки и бани. А может, солдаты, которые вернулись домой раньше главного героя сюжета, уже успели подлатать и починить свои избы. Цветовая гамма, выбранная автором для картины, светлая и жизнерадостная. Здесь много зеленых и голубых оттенков, используемых живописцами для создания у зрителей обнадеживающего, позитивного настроения. Глядя на картину, верится, что все теперь будет хорошо. И хоть пока деревенские улицы пустынны, скоро народятся новые дети и жизнь пойдет на лад. Люди обзаведутся домашним скотом, засадят огороды и поля зерновыми культурами и овощами, чтобы быстрее забыть про голод и нищету военных лет. В моей душе рождаются радостный, светлые чувства от созерцания этого полотна. Хочется размышлять о том, что будет с этими людьми дальше. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Андрей Горский - советский живописец первой половины 20 века. Его полотна – это деревенские пейзажи, бытовые сцены, портреты современников. Горский также посвятил немало картин теме Великой Отечественной войны. Он рассказывал скорее не о подвигах, а о человеческих чувствах в суровых условиях. Писал в стиле соцреализма.
2. Картина «Без вести пропавший. 1946 год» написана в 1962 году. В названии полотна стоит не дата его создания, а время, в которое происходит действие изображенной встречи. Живописец просто уточнил, что это первый послевоенный год, когда солдаты всё ещё возвращались домой. Автору полотна хорошо было известно это время ожиданий, тревог и надежд. Многие продолжали ждать солдат, на которых пришли похоронки. Верили в чудо возвращения близких и те, кому сообщили о безвестно пропавших родственниках. Именно такое чудо и свершается на картине Горского.
3. Мы видим вернувшегося в родную деревню солдата. Долгим и тяжёлым был его путь домой. Момент встречи с верившей в его возвращение матерью стал сюжетом картины. Возможно, воина встречает жена. Однако крючковатая, высохшая рука на плече солдата и сгорбленная фигура женщины выдают её немолодой возраст. Думаю, что это всё же мать.
4. На переднем плане художник разместил фигуры героев картины возле дома. Они стоят на возвышении, покрытом яркой зелёной травой. Шинель и сапоги солдата запылились от долгой дороги. Он успокаивающе положил руку на голову матери, а второй рукой бережно обнимает её за плечо. Женщина уткнулась лбом в его грудь. В её позе больше горечи от пережитого, чем радости. Она получила извещение о пропавшем без вести сыне и всё ещё не может до конца поверить, что он жив.
5. Задний план открывает бескрайние русские просторы, за которые сражался воин. Шумящие на ветру берёзы символизируют родину, а текущая вдали река – жизнь. Деревенька на берегу уцелела в тяготах войны. Хотя она и не имеет цветущего вида, но дали художник изобразил светлыми и чистыми. Значит, будущее будет для этих двоих счастливым. Впереди мирная жизнь.
6. Изображён ветряный день. Это видно по ветвям берёзы и рваным облакам. Но яркое солнце освещает деревню. Это ветер перемен к лучшему. Присутствие некоторой тревожности в природе говорит о том, что будут ещё и трудности.
7. Среди говорящих деталей можно отметить чёрные платок и платье женщины. Кого-то из своих близких недавно ей уже довелось похоронить. Возможно, это супруг или родители, не пережившие голодных дней. Красное пятно на белом стволе берёзы смотрится как кровь на бинтах. Это напоминание о былых ранах войны. Справа на полотне видна высокая серая стена. Она также олицетворяет пережитые тяготы. В противовес тёмному перед стеной свежие золотистые поленья.
8. В цветовой гамме преобладают холодные оттенки. Много серого и чёрного цвета. Он уравновешивается лёгкой голубизной неба и реки. Теплом дышат освещённые солнцем участки земли, тропинка к реке.
9. Художник показал, что несмотря на пережитое горе, жизнь продолжается. В лице солдата ясно читается печаль о тех, кого забрала война. Автор картины поднял проблему хрупкости человеческого счастья перед лицом войны. Миллионы матерей не дождались любимых сыновей.
10. Мне понравилось в картине то, как художник рассказал о чувствах простых людей, переживших войну. У его истории получился счастливый исход. Но цена этого счастья очень велика. Потому и нельзя им насладиться в полной мере.
- Сочинение-описание картины Подвиг молодого киевлянина Иванов А.А.
- Сочинение-описание картины «На севере диком» Шишкин И.И.
- Сочинение-описание картины Баян Васнецов В.М.
- Сочинение-описание картины «За завтраком» Серебряковой З.Е.
- Сочинение-описание картины Летний сад осенью Бродского И.И.
- Сочинение-описание картины Дети, бегущие от грозы Маковский К.Е.
- Сочинение-описание картины «Купание лошади» Серова В.А.