Сочинение-описание картины «Вратарь» Дейнеки А.А.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 7 класса |
Рассмотрите картину А. Дейнеки «Вратарь». Какие моменты в ходе игры запечатлел художник? Может быть, одна из команд забрасывает (забивает) мяч, решающий результат встречи? Представьте, что вы телекомментатор на одном из этих соревнований. |
Примерный план сочинения: |
Монолог футбольного телекомментатора Здравствуйте, дорогие зрители и фанаты российского футбола. Приглашаем вас на стадион «Локомотив», где происходит встреча команд «Факел» и «Зенит». Это 15-й официальный матч между командами соперников. Сегодня у нас отличная погода: синее и почти безоблачное небо. Несмотря на прохладу ранней весны, участники одеты в традиционные формы советских футболистов. Это рубашки с закатанными рукавами, шорты, гетры и кроссовки с шипами, которые не скользят по траве. Мы продолжаем видеотрансляцию на самой яркой, 85-ой минуте. Она стала решающей для результата встречи. Напоминаю, первый тайм завершился вничью. До этого момента счет по-прежнему оставался 1:1. Мы видим, что команды не желают уступать сопернику пальму первенства. Нападающий «Зенита» Григорий Жарков (в белой футболке) сумел принять пас на левом фланге. После быстрого перехода в контратаку, преодолев пике противника, он нанес мощный удар в левый верхний угол ворот. Весь стадион замер в ожидании. Защитник «Факела», пропустивший мяч, не на шутку встревожен. Теперь вся надежда только на вратаря. Защищая ворота, Александр Меньшиков показал чудеса гравитации. Кажется, что он растянулся в воздухе на всю ширину ворот. Тело спортсмена напряжено. Просматривается каждый мускул под одеждой. Мы не видим лица защитника. Но понимаем, что 100% его внимания сконцентрированы на мяче. Поразительно, как ему удалось сохранить такую динамику на последних минутах? Это те несколько секунд невероятного адреналина, за которые я так люблю футбол. Окажется мяч на штрафной площадке или в воротах? Разделятся ли участники на победителей и побежденных? Замедленная съемка показывает, что вратарю в последний момент удалось отбить мяч руками. Казалось бы, легкое касание спасло команду «Факел» от поражения. Судья решил не давать дополнительное время. Игра закончилась вничью. Это подтверждение тому, что сегодня на поле встретились достойные соперники. Пожелаем им выиграть Кубок на Чемпионате Советского Союза. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Знаменитый советский живописец Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в Курске. В детстве, так же как и все его сверстники, он хорошо играл в футбол. А в 1934 году, после посещения настоящего матча уже в качестве зрителя, художник решает написать картину «Вратарь». Размер этого полотна — в человеческий рост. Сейчас оно находится в Третьяковской галерее, в Москве. На картине запечатлен кульминационный момент игры. Нападающий ударил по мячу, и тот летит прямо в ворота. Но вратарь кидается на защиту ворот. Сердце замирает в сильном волнении, и зрители ждут, поймает он мяч или нет. Видно, что картина пишется от лица ярого болельщика. Главный герой сюжета — парень-вратарь. Его возраст сложно определить, поскольку он стоит спиной к нам. У него светлые волосы и крепкое телосложение. Одет юноша в футбольную форму: желтую футболку, коричневые шорты и гольфы. На ногах у него специальная спортивная обувь. В середине футбольного поля бежит еще один игрок. Видно, что он из другой команды, так как цвет шорт и гетр отличается от формы вратаря. За игрой наблюдает судья. Его светлая футболка и черные штаны выделяются на фоне экипировки двух соперничающих команд. Отмечу, что на полотне не так много деталей. Думаю, что автор пытался передать общую обстановку матча, не делая акцент на мелочах. Но если присмотреться, то очень хорошо видны динамичные мазки красок. Это добавляет картине жизни. Позади поля виден небольшой лес. Стоит хорошая, теплая погода. На голубом небе плывут два маленьких облака. Отличный день для футбола! Полотно выполнено в желтых, коричневых и зеленых тонах. Художник добавил много белых пятен, которые делают картину выразительней. Хоть я и не фанат футбола, и плохо разбираюсь в игре, но картина Дейнеки создала эффект нахождения на трибунах. Я будто сижу прямо за воротами, а на поле идет серьезная игра. Смена звуков: то шум от криков болельщиков, то тишина, в ожидании волнительного момента игры. Вся эта обстановка пришлась бы мне по-душе. Думаю, что когда художник писал полотно, он горел этими чувствами и будто был участником этого матча. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Александр Дейнека – художник с обостренным чувство своего времени. Его живописные полотна, графические работы, плакаты и книжные иллюстрации хранят на себе отпечаток эпохи, в которую творил матер. Его картины, воспевающие бурный 20 век, дышат новизной, во многих из них живёт оптимизм и задор. Дейнека старался писать так, чтобы его творчество отвечало запросам современников. Приметы строительства новой жизни он подмечал в трудовом энтузиазме, в созидательной энергии больших новостроек, в растущей популярности спорта и физической культуры.
Большую известность в народных массах Дейнека приобрёл в новом социалистическом государстве как певца спорта. Будучи с юных лет спортсменом, художник хорошо представлял себе будни и праздники спортивной жизни. К теме футбола живописец питал особое пристрастие. В 30-е годы в СССР футбол был чрезвычайно популярен. Дейнека посвятил целый ряд картин этой игре, создал две скульптурные группы «Футболисты». Но особого внимания заслуживает его картина "Вратарь", написанная в 1934 году.
Сюжет картины довольно прост – вратарь прыгает за мячом. Художник запечатлел его в миг полёта, выбрав самый захватывающий момент игры. Те доли секунды, которые спортсмен может находиться в прыжке, мастер остановил силой своего воображения на долгие годы. И мы до сих пор чувствуем необычайную энергетику этого полёта.
Образ главного героя картины можно смело назвать богатырским. Он изображен крупным планом и занимает по диагонали всё поле довольно масштабной картины. Мощная фигура, крепкая шея, мускулистые руки – всё говорит о длительной тренированности спортсмена. В то же время в образе вратаря ничуть не видно тяжеловесности. Он парит как птица и словно устремлён в светлое будущее. На руках вратаря нет перчаток. В 30-е годы это было нормой.
Фоном к прыжку вратаря художник выбрал летнее небо. Два светлых облака справа повторяют округлость мяча в левой части картины, уравновешивая композицию. Небольшая роща на заднем плане говорит о том, что действие происходит не на футбольном поле. Это тренировка на природе. Две отдалённые фигуры футболистов написаны небольшими. Они подчёркивают обширное пространство поля и мощь главной фигуры картины. На пейзаж и других игроков мастер не отвлекается, они условны на полотне. Акцент делается на парящего в небе вратаря.
Особенность композиции заключается в её горизонтальности и непривычном развороте фигуры вратаря. Движения взгляда идёт справа налево. Наша привычка читать слева направо непроизвольно создаёт интерес к подобному ракурсу. Ещё художник использует приём совмещения разных точек зрения. Мы смотрим на летящего спортсмена одновременно снизу и сверху. Зритель видит лишь его спину. Такой ракурс используется в изображении людей редко.
В цветовой палитре не так много оттенков. Насыщенные цвета преобладают в изображении фигуры спортсмена. Она выглядит отчётливо-резкой в ослепительно сияющем пространстве. Светлый фон создаёт ощущение парения между землёй и небом. Мы не видим солнца, но его золотистым светом пронизано всё полотно. Это создаёт ощущение радости и вдохновения.
Авторский замысел в том, чтобы передать восхищение обликом нового, советского человека. Художник в момент написания картины верил, что страна устремлена к светлой жизни. Крепкая спортивная молодёжь преодолеет все препятствия.
Меня удивило в картине то, как художник сумел увлечь зрителя вслед за полётом вратаря. Он словно вырывается из реальности и устремляется в безбрежное пространство будущего. Это парение не только над футбольным полем, но и над целой эпохой.
- Сочинение-описание картины «Проводы ополчения» Ракша Ю.М.
- Сочинение-описание картины Плёс Глазунов И.С.
- Сочинение-описание картины «Свидание» Маковский К.Е.
- Сочинение-описание картины «Девочка у окна. Зима» Дейнеки А.А.
- Сочинение-описание картины «Берёзовая роща» Левитана И.И.
- Сочинение-описание картины Портрет Тургенева Репин И.Я.
- Сочинение-описание картины На лодке. Вечер Нисского Г.Г.