Сочинение-описание картины «Девочка у окна. Зима» Дейнеки А.А.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 6 класса

Какие чувства она у вас вызывает? Опишите девочку. О чём, по вашему мнению, она думает?

Примерный план сочинения:
1. Описание репродукции «Девочка у окна».
2. Какие чувства вызывает у меня картина, почему
3. Выражение глаз и лица: предположение
4. Почему я назвал бы картину «Очарование зимней сказки»

Очарование зимней сказки

Для передачи зимнего настроения Александр Дейнека использует художественные приемы контраста и схематизации изображения. В его работе «Девочка у окна» используются монохромная палитра белых, черных и коричневых оттенков. Полотно условно разделено на две части большим окном. С одной стороны – темная комната. С другой – заснеженный двор.

Возле подоконника стоит девочка в черном платье с короткими рукавами. На ногах – белые носочки. Она расположилась вполоборота, спиной к художнику. На переднем плане помещение погрузилось в сумерки. Поэтому предметы интерьера только угадываются по очертаниям. Они нарисованы тонким штрихами, линиями и точками. Словно мелом на темно-коричневой доске.

Я думаю, у девочки задумчивое выражение лица и рассеянный взгляд. Возможно, она вспоминает события прошедшего дня. Или продумывает планы на завтра. Может быть, она зачаровано смотрит вдаль широко распахнутыми глазами в ожидании новогоднего волшебства. Положение сложенных рук указывает на то, что она провела в глубокой задумчивости длительное время. Героиня иллюстрации объединяет два мира: дом и природу, тепло и холод.

Когда я рассматриваю репродукцию, у меня возникает чувство спокойствия, умиротворения и легкой грусти. Одновременно меня восхищает праздничная красота пейзажа за окном. День закончился, приближается время сна. Слева от героини, на коврике, дремлет маленькая собачка. Широкие оконные рамы или шторы не мешают обзору. Ночь вступает в свои права и преображает обыденную картину реальности.

Я назвал бы картину «Очарование зимней сказки» потому, что картина за окном напоминает мне сказочный фейерверк. Небольшие деревья в снежных шапках за счет темного фона выглядят эффектно. Они сверкают сияющей белизной. В кругу ночного освещения они как будто танцуют, поднимая ветви к небу. «Мохнатые» деревья, площадка, дорога, лавочки как будто окутаны нежно-белым туманом. Хочется оказаться внутри этого волшебного миража.


Вариант 2. Кратко своими словами

Примерный план сочинения:
1. О художнике
2. Картина и ее описание
3. Девочка
4. Цветовая гамма, как средство выражения чувств автора
5. Мое отношение к картине

Художника Александра Александровича Дейнеку по праву можно отнести к творцам, способным искать, находить и передавать через искусство живописи увлекательные сюжеты. Его работы очень реалистичны. Каждый может представить себя на месте одного из их героев.

Картину «Девочка у окна. Зима» талантливый советский живописец написал в 1931 году. Это было сделано по просьбе близкого друга, поэта Николая Асеева, в качестве иллюстрации к его сборнику стихов. Несмотря на то, что сюжет прост и незамысловат, всмотревшись, можно увидеть множество интересных деталей.

Главная героиня картины стоит лицом к большому окну, за которым видна часть двора с укрытыми снегом молодыми деревцами. Под белым покрывалом спрятались земля, трава, кустарники. Возможно, одиноко стоящая скамейка напоминает девочке об ушедшем лете, когда она с подружками весело играла на площадке возле дома.

Рассмотрим комнату, в которой стоит ребенок. Большую часть картины занимает окно с узким подоконником и плотными шторами, разведенными в сторону. Под ним находится широкая чугунная батарея, хорошо обогревающая помещение. Об этом можно догадаться, взглянув на легкую одежду девочки. У ног юной хозяйки дома, на мягкой, пушистой лежанке устроился маленький пес. Ему уютно и тепло. Ничто не мешает животному спокойно отдыхать и видеть чудесные сны.

Девочка — героиня сюжета, стоит в напряженной позе, скрестив руки на груди. Она будто пытается что-то вспомнить или увидеть. Во что погружены ее мысли? В годы написания картины жизнь людей советской России, в том числе, семьи девочки, была не самой простой и благополучной. Но все чаще думают о хорошем, светлом будущем, как бы отодвигая в сторону грустное настоящее. Наверное, это и старался донести до нас автор, изображая контраст темной комнаты и светлого вида за окном.

Палитра красок, выбранных художником для этой картины, не очень разнообразна. Темно-коричневые стены и пол комнаты, в которой стоит ребенок, служат ярким контрастом белым очертаниям ее фигурки, отдельным деталям интерьера помещения и ярко-белому зимнему пейзажу за окном. В этой простоте таятся загадки, которые хочется понять и разгадать.

Удивительная иллюстрация «Девочка у окна. Зима», созданная для книги стихов, показалась мне интересной и необычной. Думаю, я поняла задумку талантливого живописца, и догадалась, о чем он хотел рассказать нам. Благодарна мастерству Александра Александровича Дейнеки, за то, что он смог так хорошо и доступно донести до зрителя мысли и тревоги юной представительницы той эпохи.


Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Александр Дейнека – советский художник, скульптор, график и плакатист 20 века. Он известен монументальными полотнами на исторические темы. Во время Великой Отечественной войны писал картины, посвящённые защитникам Отечества. Его «Оборона Севастополя» стала гимном отваге и мужеству защитников города. Художник работал в стиле реализма. Его картины напоминают плакаты. Их отличает яркое и лаконичное изображение.

История создания картины "Девочка у окна. Зима" берёт начало в 1930 году. Поэт и друг художника Николай Асеев попросил Дейнеку сделать иллюстрации к сборнику своих стихов «Кутерьма». Мастер выполнил рисунки чёрной гуашью на белой бумаге. Один из них, изображающий девочку у окна, получился очень выразительным. Сборник вышел в 1931 году. Дейнека сделал в этот же год повторение сюжета «Девочки» в цвете на живописном полотне. Но более популярным стал именно первый чёрно белый вариант.

Сюжет рисунка наполнен глубоким смыслом и удивительно точно передаёт мироощущения ребёнка в неустроенной и неспокойной жизни города. Девочка стоит в тёмной комнате у зимнего замёрзшего окна. За оконным переплётом сказочный мир зимней природы.

На переднем плане изображена сама героиня. Она задумчиво и грустно смотрит в окно на зимний двор. Зритель видит её со спины. Девочка сложила руки перед собой, словно поджала их от холода. На ней короткое тёмное платье с заниженной талией по моде 20-х годов прошлого столетия. Короткая стрижка и домашние туфли с зауженным длинным носком отсылают нас к этому же периоду времени. Если вспомнить историю создания картины, то рисунок с девочкой у окна иллюстрировал стихотворение Николая Асеева, где говорится как раз о городской жизни во времена гражданской войны в России 20 века.

Комната на рисунке погружена во мрак. Отключение электричества в вечернее время было в те годы частым явлением. По немногим предметам, которые художник изобразил в квартире, можно многое сказать о её хозяевах. Семья девочки живёт в Москве или Петрограде. Только в больших городах в 20 годы можно было встретить чугунные радиаторы водяного отопления. Мы видим массивные от потолка до пола шторы с бахромой внизу. На пушистом коврике безмятежно спит щенок или собака мелкой породы. Обстановка и одежда девочки говорят, что её родители не простые рабочие, а, скорее всего, творческая интеллигенция.

Задний план противопоставлен грустной и тёмной комнате. Он рисует совершенно другой мир. Зимняя сказка украсила деревья. От пушистого снега кругом светло. Быть может, это мир светлых грёз и желаний детства. Лишь пустая одинокая скамейка во дворе повторяет мотив одиночества в рисунке. В тихом, уютном и прекрасном мире всё же есть некое неблагополучие. И душа девочки это чувствует.

Черный цвет на рисунке в контрасте с белым становится дополнительным средством выразительности. Именно таким противопоставлением по цвету и скупостью других примеренных художественных средств мастер достигает предельной эмоциональности. Самой насыщенной по цвету получилась фигурка девочки. Именно к ней отсылает всё внимание зрителя автор. Роль чёрно-белой гаммы в том, чтобы создать ощущение присутствия в рисунке двух миров. На первом плане показан реальный мир, а за окном – мир грез и светлого будущего.

Задумка художника состояла в том, чтобы в предельно скупой, лаконичной манере выразить удивительно много. Его рисунок, это и рассказ о нестабильной жизни той эпохи, и передача состояния девочки, её эмоций, переживаний, ожиданий. Это застывшее мгновение тёмной тишины, которая царит в комнате. Мы словно чувствуем дух той далёкой эпохи.

Меня восхитил в картине её минимализм. Всего с помощью нескольких предметов автор мог поведать интересную глубокую историю. Мне понятно самоощущение девочки. В современном мире тоже не всё устроено так, как нам бы хотелось.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос