Сочинение-описание картины Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой Боровиковский В.Л.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Разумовской 5 класс |
Описание деталей одежды Арсеньевой: соломенная шляпка, браслет из жемчуга |
Примерный план сочинения: |
Изящная простота в деталях Владимир Боровиковский работал преимущественно со знатью. В те времена вместо помпезных портретов и роскоши некоторые клиенты выбирали сентиментализм. Это романтическое изображение на фоне сельской природы. На картине "Портрет Е. Н. Арсеньевой" изображена не Екатерина Николаевна – фрейлина императрицы, старшая дочь генерала. Мы видим озорную, улыбчивую девушку Катеньку. Некоторые детали указывают на дворянское происхождение главной героини. Простоватая одежда и незамысловатый пейзаж не смогут ввести в заблуждение внимательного человека. Например, шляпка. В ту эпоху головной убор был обязательной частью гардероба «благородной девицы». На первый взгляд, шляпка из соломы может принадлежать простолюдинке. И дворянам не пристало украшать себя сушеными растениями. Но если присмотреться, можно увидеть изящное плетение. Из соломы сделана аккуратная косичка. Из нее соорудили объемный и пышный бант с левой стороны. Там же прикреплен пучок из трех колосков пшеницы и сухих листочков. Сзади почти сливаются с фоном две кисточки, которые обычно делают из пушистых нитей. Все элементы «конструкции» хорошо держат форму. Пропорции шляпки геометрически безупречны. Козырек плавно согнут, повторяет очертания головы красавицы. Соломенный цвет изделия равномерный и блестящий. Он идеально подходит к цвету волос девушки. Нигде ничего не торчит, не выступает. Изъянов нет. Мы знаем, что в сухом виде стебли соломы сухие и ломкие при сгибании. С ними сложно работать. Меня восхищает талант мастеров, которые умеют вручную создать такую безупречную красоту. Она дорогого стоит. Правую руку главной героини плотно облегаю две нити жемчуга. В них нет сияющей белизны искусственных камней. Цвет жемчужин идеально подходит к матовому цвету кожи. Они большие и не одинаковые по размеру. Это говорит об их натуральном происхождении и внушительной стоимости. Светло-голубое, воздушное платье Кати напоминает наряд пастушки. Но в зоне декольте оно расшито золотой нитью. Она гармонирует с золотым украшением на предплечье. На пластине просматриваются горизонтальные линии. По центру прикреплены большие жемчужины. Вместе с браслетом образуется комплект. Он указывает на хороший вкус хозяйки. Художнику удалось передать юношеский задор и беззаботный внутренний мир Арсеньевой. Одновременно он выражает почтение перед ее высоким происхождением. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой в 1796 году написал замечательный русский художник Владимир Лукич Боровиковский. Живописец был очень популярен у знатных особ. Поэтому они часто заказывали у него портреты всех членов своих семей. Многие работы автора находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее. На картине изображена юная красавица. Девочке-подростку на вид не больше тринадцати-четырнадцати лет. Ее хитрый взгляд и шутливо-величественная поза, говорят о том, что характер прелестницы веселый, а нрав — задорный. Ее образ немного похож на образ нимфы или лесной волшебницы. Но нет, это обычный ребенок. Она — дочь известного отечественного полководца Н.Д. Арсеньева. Художник изобразил девушку на фоне зеленого леса. Ее наряд достаточно экзотичен. Забавная соломенная шляпка, похожая на перевернутую корзинку, венчает златокудрую головку прелестницы. Должно быть ее изготовил какой-то искусный мастер. Очень хорошо смотрится и платье, в которое облачилась модель перед позированием. Оно сшито из легкой, воздушной органзы серо-голубого цвета. Его рукава и вырез лифа украшены золотой вышивкой и украшениями. За спиной Екатерины развевается темно-синий шарф. Из-за этого у зрителя появляется ощущение, что девушка позирует на улице, при сильном ветре. В руках красавица держит яблоко. Еще с давних времен этому плоду многие поэты, писатели и художники придавали особое значение. Можно вспомнить историю Адама и Евы, которые попробовали яблоко из запретного сада Бога и были изгнаны за это из Рая. Или сказку «О мертвой царевне и семи богатырях», в которой от отравленного плода заснула беспробудным сном главная героиня. Что же означает наливное яблочко, что держит в руках дочь генерала? Может, она немного стесняется живописца, стоящего напротив, перед мольбертом. И чтобы отвлечься, решила просто поиграть этим фруктом. Цветовая гамма, которую Боровиковский выбрал для портрета, спокойная и мягкая. Позади девчушки чистое голубое небо, обрамленное сочной зеленью деревьев. Ее наряд выполнен в пастельных тонах. На нежном личике играет яркий, здоровый румянец. Белая кожа шеи, груди и рук будто светится. Под локтями нимфы — бежево-коричневый овальный камень. Мне понравился портрет моей ровесницы Екатерины Арсеньевой, жившей два с лишним века назад. Как же интересно, чем занимались ребята моего возраста в те времена! Куда побежит девочка после окончания работы над портретом, с кем она будет играть, и что будут подавать у них на ужин? Удивительно, если переодеть этого подростка в современную одежду, ее будет не отличить от моих школьных подруг. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Владимир Боровиковский - прославленный ещё при жизни мастер самых различных портретов: парадных, семейных, групповых, миниатюрных. Он изображал знатных дворян, высокопоставленных вельмож, членов императорской семьи. В начале творческого пути художник был иконописцем. Слава знаменитого портретиста пришла к нему уже во второй половине жизни. Особенно популярны были женские портреты, вышедшие из-под его кисти. Изящные, нежно-сентиментальные и воздушные, портреты Боровиковского воплощали идеал женской красоты той эпохи. Большинство из них были написаны в стиле сентиментализма.
2. Портретную живопись Боровиковского отличает не только безупречное сходство с натурой, но и умение показывать характер человека, его внутренний мир. Благородство души, озорство весёлой натуры и нравственную чистоту девушки показал художник в портрете Екатерины Николаевны Арсеньевой. Работа сделана мастером в конце 18 века. Воспитанница института благородных девиц, 17-летняя Екатерина в год создания картины была назначена фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Портрет заказал её отец, генерал Арсеньев, прославившийся в русско-турецкой войне.
3. С холста смотрит на нас прелестная пастушка, жизнерадостная и добродушная. Она в кокетливой плетёной шляпке, украшенной колосьями. Девушка румяна, бела, свежа и очень юна. Но её прелесть не так проста. Чуть горделивый взгляд полон чувства собственного достоинства. Видно, что это не простая девушка, а особа знатного рода. Она одета в модное для того времени платье, руку её украшает жемчужный браслет. Пышный рукав тоже поддерживает дорогое украшение. Взгляд тёмных глаз лукавый и весёлый. На лоб выбились пряди светлых кудрявых волос. Воздушность её платья намекает на лёгкость и беззаботность характера. Также у неё типичный славянский облик.
4. Юная фрейлина изображена на фоне природы. Задний план затемнён справа и высветлен слева от девушки. Она стоит в саду, опираясь на выступ каменной ограды на фоне тёмно-зелёной листвы и коричневого ствола. Автор подчеркнул гармоничность юного создания и единение девушки с природой. Яблоко в руке очаровательной фрейлины символизирует её расцветающую молодость и красоту. Часто в руку обворожительных натурщиц и граций яблоко, как символ совершенства, помещали мастера эпохи Возрождения.
5. Для портрета Боровиковский выбрал пастельные тона. Краски словно задымлены или укутаны легкой дымкой. Все контуры закруглены. Тёмный фон позволяет выделить фигуру девушки и подчеркнуть чистоту её души. Игра самых различных оттенков на холсте передаёт изменчивость озорного характера девушки. Отличаются подчёркнутой свежестью краски, которые живописец использует для изображения лица.
6. Художник стремился передать очарование и непосредственность весёлой юности. Боровиковский в этом портрете хотел показать нравственную чистоту девушки, её благородство, цельную личность, уважающую себя.
7. Я считаю этот портрет высокохудожественным произведением. Меня восхищает его поэтичность, жизнерадостность, беззаботное настроение молодости. Также картина даёт возможность познакомиться с царившей в те времена модой и увидеть внешность людей, которые жили более двух столетий назад.
- Сочинение-описание картины «Портрет графа А. А. Перовского» Брюллов К.П.
- Сочинение-описание картины «Новая планета» Юона К.Ф.
- Сочинение-описание картины Ясный осенний вечер Грабарь И.Э.
- Сочинение-описание картины Новгородское вече Васнецов В.М.
- Сочинение-описание картины «Церковь Вознесения на улице Неждановой» Назаренко Т.Г.
- Сочинение-описание картины «Бабушкин сад» Поленов В.Д.
- Сочинение-описание картины «Зимний вечер» Рериха Н.К.