Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» стала новаторской для своего времени: впервые в русской литературе появился образ девушки-крестьянки, которая умеет любить, тонко чувствовать и здраво мыслить.
Жанр:
Повесть, сентиментальная повесть.
Основная идея:
Высокое положение не делает человека благородным и нравственным, а принадлежность к низкому сословию не отрицает в человеке благородства и широты души.
Автор рассказывает о своей любви к Москве и к тому месту, откуда она видна почти вся. Это заброшенный Симоновский монастырь, стоящий на высоком берегу Москвы-реки. Автор наблюдает оттуда величественные картины природы и задумывается о судьбах людей, которые жили в монастыре. Это место отзывается в его сердце воспоминанием о Лизе.
Лиза жила в скромном крестьянском домике неподалеку от монастыря. Пока отец был жив, семья не бедствовала. После смерти кормильца обеспечение семьи взяла на себя 15-летняя Лиза, потому что мать сильно ослабела и горевала о потере супруга.
Девушка зарабатывает на жизнь ткацким и швейным делом, а в летний сезон дополнительные деньги приносит сбор цветов и ягод. Лиза старается держаться ради себя и матери: «она помнила, что у нее был отец, и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою».
Мать ждет встречи с мужем на том свете, но переживает за судьбу дочери, которую ей придется оставить.
Так проходит два года.
Девушка отправляется в Москву, чтобы продать ландыши. Молодой человек аристократической наружности хочет купить у Лизы букетик, но считает, что цена слишком мала. Смущенная девушка наотрез отказывается взять рубль, берет лишь пять копеек. Юноша предлагает стать постоянным покупателем цветов. Лиза уходит домой, показывая, где она живет.
Дома девушка рассказывает матери о покупателе. Старушка хвалит дочь за то, что она не взяла «лишних» денег. Она предостерегает Лизу:
«Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
На следующие день Лиза снова идет продавать ландыши, но новый покупатель так и не появился. Девушка не захотела продать цветы кому-либо другому и выбросила их в реку.
Вечером следующего дня юноша приходит к дому Лизы, девушка как раз прядет у окна.
Молодой человек знакомится со старушкой-матерью, оставляя о себе приятное впечатление. Он предлагает Лизе продавать работы только ему. Это могло бы избавить ее от поиска покупателей и походов в город, поэтому старушка одобряет такое решение. Выясняется, что юношу зовут Эраст. После ухода молодого человека мать и дочь обсуждают его добрый нрав. Матушка мечтает, чтобы жених Лизы был таким же.
Эраст хороший, но слабый и разбалованный светом человек. Ему приятны чувства к Лизе, однако он не думает о серьезных отношениях. Лиза же влюбляется в Эраста, но в его происхождении она видит препятствие для счастья: барин не может жениться на крестьянке.
Утром девушка грустно идет на берег реки, встречает рассвет и пробуждение природы. Неожиданно из подплывшей лодки на берег выходит Эраст, он взволнованно берет девушку за руку, целует ее и говорит слова любви. Лиза признается Эрасту в ответных чувствах. Эмоции захлестывают влюбленных, два часа они проводят в приятных разговорах и обещают любить друг друга вечно. Эраст просит Лизу не рассказывать матери об этом, хотя девушке хочется поделиться. Влюбленные договариваются видеться каждый вечер.
Несколько недель подряд Лиза и Эраст видятся по вечерам, когда мать девушки ложится спать. Их свидания наполнены невинными поцелуями и объятиями. Юноша чувствует, что эти встречи наполняют его больше, чем все светские развлечения. Он сам себе кажется лучше: «Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».
Лиза просит Эраста бывать у них в гостях, так как это радует старушку-мать.
Однажды Лиза приходит на свидание вся в слезах и с печальными вестями: мать хочет выдать ее замуж, пока она еще жива. Девушка сетует, что Эраст никогда не сможет на ней жениться, так как она крестьянка. Но юноша обещает после смерти матери забрать Лизу, чтоб жить вместе. Ему не важны сословные различия, главное – чувства.
Объяснения между Лизой и Эрастом становятся страстными, оба теряют голову от любви, и девушка расстается со своим целомудрием.
Лиза понимает, что согрешила, ей становится страшно. Эраст уверяет, что ничего не изменится, а их любовь станет только крепче.
Однако с тех пор Эраст теряет интерес:
«Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».
Лиза, наоборот, полностью растворяется в чувствах и боится потерять любовь Эраста.
Юноша все чаще находит предлоги не видеться, а однажды заявляет Лизе, что ему пришла пора служить в армии. Лиза в отчаянии. Эраст уверяет, что никогда не забудет о любви к ней и быстро вернется. Матушка Лизы со слезами отправляет Эраста на войну, мечтая, чтоб он приехал на свадьбу ее дочери. Юноша решает снабдить Лизу и ее матушку деньгами на время своего отсутствия.
После отъезда Эраста Лиза не находит себе места. Часто она уходит в лесную чащу, чтоб выплакаться, а потом снова быть перед матушкой в хорошем настроении. Спустя два месяца она идет в город, чтобы купить для матери лекарств. Внезапно в роскошной карете, проезжающей мимо, она видит Эраста. Юноша ведет Лизу к себе в дом, где сообщает роковые обстоятельства: он помолвлен и скоро должен жениться. В армии он не воевал, а развлекался и играл в карты, промотав состояние. Эраст дает Лизе денег, просит понять его и отправляет девушку домой.
Лиза чувствует: ее мир рушится, она не хочет жить без любви Эраста.
Оказавшись в том месте, где она часто бывала с любимым, Лиза вспоминает счастливые дни и приходит к страшному решению. Отдав деньги соседской девочке Анюте, она просит передать их своей матери и попросить у нее прощения. После девушка бросается в пруд. Анюта зовет на помощь людей, но Лиза уже мертва. Узнав о гибели дочери, старушка-мать тоже умирает.
Эраст всю жизнь корит себя: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Именно он и приводит автора на могилку девушки.
Образ Лизы оказался неожиданным для русской литературы XVIII века. Девушка крестьянского сословия оказалась чувствительной, умеющей размышлять о жизни, тонко чувствующей натурой. Она показывала благородство и широту души во всем, что делала: заботилась о матери, усердно трудилась, относилась к людям с состраданием и любовью.
Но она оказалась беззащитной в среде социального неравенства. Эраст мог оправдать все легкой влюбленностью в пастушку, а для Лизы в этой ситуации остро вставали вопросы чести и достоинства, нарушения нравственных норм.