Краткая биография Карамзина Николая Михайловича
«Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь»
Карамзин – великий писатель, историк, публицист, который явился основоположником отечественной литературы. Он усовершенствовал русский язык. Его книги задали новое направление, подхваченное последователями.
Родился будущий писатель в 1766 году в Оренбургской губернии, недалеко от Симбирска. Его отец – военный в отставке, среднепоместный дворянин, имел татарские корни. Фамилия «Карамзин» стала производной от фамилии «Кара-Мурзы».
Обучался будущий писатель в симбирском частном пансионе, после чего продолжил учебу в Москве в пансионе профессора Шадена. Наряду с этим, он стал слушателем лекций Шварца – известного философа и педагога.
В 1781 году Карамзин поступил в армию. В этот период он открывает в себе писательский талант – делает первые пробы пера. В 1784 году, в чине поручика, он покинул воинскую службу, и больше не возвращался к ней. Будущего писателя привлекала светская жизнь, занятие литературой.
Распрощавшись с карьерой военного, он обосновался в Симбирске, где стал вхож в ложу масонов. Позже Карамзин переехал в столицу, где регулярно посещал «Дружеское ученое общество», организованное масонами.
В 1789-1790 гг. он отправился в путешествие за границу. Его восхищала Европа, особенно, Париж и Берлин. Он встретился с Кантом, стал очевидцем Французской революции. Впечатления от увиденного вылились на бумагу. Он издал «Письма русского путешественника», которые сразу принесли Карамзину известность и популярность. Некоторые исследователи считают это произведение стало своеобразной точкой отсчета всей последующей русской литературы, на которую оказали сильное влияние труды Карамзина.
В 1791 году он основывает «Московский журнал». Карамзин выпускает в печать сборники: «Аониды», «Аглая», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности». В последнем из них автор стремится создать своеобразную хрестоматию зарубежной литературы. Работа идет непросто, писателю приходится пробиваться сквозь преграду цензуры, не позволявшие издавать даже труды Цицерона и Демосфена. Именно в «Московском журнале» он опубликует свою знаменитую «Бедную Лизу».
После публикаций Карамзина конец XIX века входит в историю литературы, как эра сентиментализма, введенная писателем. Чуть позже он разочаруется в собственных ценностях. Арестуют Новикова, а Карамзин напишет оду, взывая к милости «сильных мира сего». После этой смелой и откровенной публикации его журнал закроют, а сам писатель окажется на грани конфликта с властями.
В начале своего становления Карамзин придавал большое значение спасительному влиянию культуры. Гуманистические идеалы, братство, урегулирование конфликтов мирным путем – таковы были основные принципы мировоззрения Карамзина. Он пишет в духе сентиментализма – направления, основной акцент которого проявлен в ярко выраженной чувствительности персонажей, в идеализации их образов.
Впервые в истории литературы Карамзин отказался от тяжести и высокопарности русского языка. Он не употребляет церковную лексику, старославянизмы, усложнявшие восприятие произведений. «Бедная Лиза» была понятной, читалась легко. Писатель исключил многие слова из обихода, и начал использовать новые, которые с легкой руки Карамзина прижились, обогатили язык, придав ему новое звучание. Среди слов, которые он ввел в повседневный обиход, следующие: «гармония», «промышленность», «эпоха», «ответственность», «утонченность», «сцена», и др.
Он предавал большое значение независимым человеческим суждениям, собственному мнению.
«Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» стали знаковыми произведениями, поскольку познакомили читателя с литературным направлением – сентиментализмом, были написаны новым языком.
Повесть «Бедная Лиза» была воспринята читателями с большим энтузиазмом. Произведение Карамзина легко читалось по сравнению с трудами его предшественников. В нем не было назидательной морали, что давало преимущество по сравнению с другими авторами той эпохи. Читатели прониклись сопереживанием к персонажам – вся эта совокупность факторов и вызвала восторг публики.
Его поэтические произведения отличны от стихотворений той эпохи, подобные одам Державина и Ломоносова. Карамзин-поэт делает акцент на внутреннем мире героя. Он разговаривает с читателем языком сердца. Обыкновенная человеческая жизнь облекается в незамысловатые поэтические формы без особых метафор.
В 1801-1802 гг. он печатает статьи в «Вестнике Европы», которые можно отнести к историческим трудам. Работы Карамзина начинает походить на статьи историка, нежели литератора.
По распоряжению Александра I в 1803 году писателю присуждено звание историографа. После этого он отойдет от литературной деятельности, будет игнорировать высокопоставленные государственные должности, предложенные ему. К примеру, он откажется от поста тверского губернатора.
Более 20-ти лет Карамзин будет писать труд «История государства Российского», где соберет все самое лучшее из русской истории. Труд был направлен не только на отечественного читателя. Он написан и для иностранцев, чтобы России стало легче взаимодействовать с Европой.
Во время работы над этим трудом автор жил в столице. Он выезжал лишь в Нижний Новгород и Тверь в период войны 1812 года. В летнее время писатель гостил в поместье князя Вяземского, дочь которого впоследствии станет его женой.
Писатель изучал множество первоисточников - хранилища библиотек, документы папского архива, акты дипломатических соглашений, древние летописи и др. В процессе работы над материалами Карамзиным была открыта Ипатьевская летопись, ранее неизвестная.
Труд был сугубо научным, но написанный в доступной манере благодаря высокому художественному мастерству автора. Несмотря на два десятилетия, ушедшие на эту работу, Карамзин не дописал ее, остановившись на периоде Смутного времени. Первое издание содержит в себе сборник в 8-ми томах. Тираж в 3 тыс. экземпляров, огромный по тем временам, был продан за месяц. Книгу читали даже женщины, желая быть в курсе исторических событий России.
В 1811 году Карамзин, ранее придерживающийся либеральных взглядов, написал труд «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В нем он проявил себя консерватором, не разделявшим царские либеральные реформы. Он высказал консервативную точку зрения, что Россия в нововведениях не нуждается.
Первый брак Карамзин заключил с Елизаветой Протасовой, который окажется трагичным и очень коротким. Супруга умрет через год в родах, оставив дочь Софью. Позднее писатель вторично женится на Екатерине Вяземской. В их семье родится девять детей.
В конце жизни Карамзин придерживался монархических взглядов. Он был дружен с царской семьей Александра I. Именно с ним, в Царском Селе, и прошли последние годы Карамзина. Смерть русского царя и последующие волнения стали серьезным ударом для писателя. Карамзин умер в Петербурге в 1826 году.
- Хронологическая таблица Карамзина Николая Михайловича
- Сочинение-описание картины «Морской пейзаж» Дубовской Н.Н.
- Сочинение-описание картины «Город в николаевское время» Добужинский М.В.
- Сочинение-описание картины «После дождя» Герасимова А.М.
- Сочинение-рассуждение по теме "Подслушанный разговор в библиотеке"
- Сочинение про Лето
- Бедная Лиза Карамзина Н.М. — читательский дневник