Анализ повести «Ася»

Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ повести Тургенева «Ася». Писатель отобразил замечательный женский образ, занявший особое место в русской классической литературе – «тургеневскую девушку». В этом произведении описана первая любовь, переполненная счастьем и горечью, радостью и отчаянием.

Год написания и публикации – Повесть написана в 1857 г., а дата публикации - 1858 г.
История создания – По словам автора, замысел повести возник из одного мимолетного впечатления. Находясь в небольшом немецком городке, Тургенев увидел молодую девушку в окне, а из нижнего окна выглядывала пожилая женщина. Писатель обратился к своей фантазии, представив судьбу этих 2-х женщин.
Прототипом главной героини могли стать незаконнорожденные девушки - Ася, Анна и Варя, находящиеся с Тургеневым в близком родстве.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости и горести первой любви, иллюзии юности.
Тема – Первая любовь.
Проблема – Любовь невозможно отложить на завтра – это отговорка, которая заканчивается потерей любимого человека. Результатом нерешительного поведения может стать горькое сожаление, длинною в жизнь.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Первая любовь.

Проблема: Отсутствие опыта. В любви не бывает «завтра».

Для человека важно ответственно относиться к чувствам, которые зародились, вовремя распознавать их. Счастье – это не то, что падает с неба. Его нужно защищать и отстаивать, отбросив всякие условности и чужое мнение, иначе «прекрасное завтра» так никогда и не наступит.

Когда молодой человек или юная девушка влюблены впервые, то не так просто сохранить любовь. Нет еще опыта, может не быть понимания, уверенности, доверия. Это все сформируется в будущем, но пока главные герои то радуются, то грустят, не могут разобраться в себе и в чувствах другого человека. Они не понимают, любят ли сами, и не могут разобраться, любят ли их или нет.

Так произошло с главными героями повести. Ася – честная и искренняя, она стесняется своего происхождения, но девушка выросла в простой среде. Для нее не играют большой роли светские условности, надуманное чувство долга. Тургеневская героиня любит – и этим сказано все. Ася назначает свидание и идет навстречу своему счастью.

И Н.Н., и Гагин – люди другого типа, на их воспитание наложил отпечаток светский этикет. Они благородны и честны, но не так, как Ася. Они хуже знают себя и саму жизнь, следуют чувству долга, искаженного светской моралью. Н.Н. нерешителен, он не понимает важности для себя чувств к Асе. Им движут условности – мнимое чувство долга. Он считает сумбурный вечер неподходящим для предложения руки и сердца и теряет любимую.

Их взаимное чувство обречено. Главные герои еще не окрепли, еще не того жизненного опыта, который не позволит умереть любви.

2. Тема: Тема лишних людей, жизнь без цели.

Проблема: Все главные герои не имеют определенной цели. Гагин был военным, но подал в отставку. Он хочет стать художником, но сомневается в себе. Любое слово, сказанное в адрес его творчества, воспринимает, как абсолютную истину. Складывается впечатление, что он не верит в себя, как в художника, да особо и не стремится к этому. И ему не понятно, что именно он хочет.

Н. Н. – человек без определенных занятий. Не понятно, чего он хочет, к чему стремится.

У Аси есть и стремления, и цели. Она хочет вырастить из себя особенную женщину, примеряет на себя различные образы, но еще не знает, как это сделать. Она ищет себе наставника, хочет, чтобы кто-то направил ее.

Я думаю, что дворяне 19 века – несчастные люди. Их богатство позволяло вести праздную жизнь долгие годы, а это приводило к деградации. В современном мире по-другому - у богатых людей, как правило, есть дело, они работают, реализовывают себя, радуются жизни.

3. Тема: Утраченные возможности.

Проблема: Необходимость сделать сложный выбор, уверенность, что «завтра я буду счастлив».

Главный герой влюблен в боязливую девушку с неопределенным положением в обществе. Н.Н. испытывает к ней чувства, но дружит с ее братом, который ставит жестко вопрос – собирается ли Н. Н. жениться на ней. Он ведет себя нерешительно и жестоко в момент свидания. Чувствуя, что теряет Асю, Н.Н. ярко осознает свою любовь к ней. Думая, что вечером признание будет неуместным, он откладывает этот важный вопрос на завтра. «Завтра я буду счастлив», но «завтра» не наступает и не наступит уже никогда. Он лишь будет свято хранить ее записочки и цветок, издающий до сих пор нежный запах любви.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В этом произведении все повествование подчинено теме любви. Тургенев мастерски описывает первую любовь – беспредельную и бессмертную. Вся последующая жизнь главного героя подчинена этой давней истории. В этом я вижу пафос тургеневской «Аси».

Ася, искренне и честно, идет навстречу своей любви, навстречу своим желаниям, но только она готова к искреннему и правдивому выражению своих чувств. Девушка, рискует, волнуется, но идет на встречу с Н.Н. В этом ее мужество, сила, красота.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы главных героев находятся и в слиянии, и в конфронтации друг с другом. Образ Гагина находится в единении с образом его сестры, но и в противоборстве с ней, когда Ася признается, что любит Н.Н.

Образ главного героя находится в единении с образом Аси, но в момент свидания жестко противопоставлен ей.

Н. Н. и Гагин дружат, находясь в единении, но конфликтуют, когда речь заходит об отношениях с Асей.

п.4. Литературные приёмы

Для раскрытия темы, Тургенев использует различные образы и символы, например, природа и музыка.

Музыка, услышанная на противоположном берегу, побуждает главного героя влиться в толпу празднующих. Его одиночеству приходит конец. Он возвращается домой и снова слышит музыку, которая усиливает его состояние счастья.

Влюбленные кружатся в вальсе, на который Ася пригласила Н.Н. Соединенность в танце говорит о возможности близкого контакта, о взаимном чувстве главных героев.

Природа – важный символ, который использует автор. Прекрасный вид на Рейн, который виден из дома Гагина, подчеркивает красоту зарождающегося взаимного чувства.

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт повести - конфликт между чувством главного героя и долгом. Н. Н. испытывает сильное влечение к девушке, но его останавливает чувство долга - разговор с Гагиным по поводу женитьбы на ней. Н. Н. считает, что не имеет права войти с Асей в близкий контакт, поскольку жениться на ней пока не готов. В таких ситуациях обычно побеждает любовь, но в данном случае мы видим разрушенные отношения 2-х любящих людей.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос