п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Униженные и оскорбленные.
Проблема: Общество наполнено людьми, которым «некуда пойти» за решением их проблем, они страшно разобщены и лишены надежды.
2. Тема: Любовь, способная спасти душу.
Проблема: Попытка открыться богу и людям приводит к любви и исцелению даже такого человека, который был практически социально мертв.
3. Тема: Жизнь в иллюзии и нерабочей теории.
Проблема: Нельзя жить по теории, которая так упрощенно делит людей всего на две категории – многие могут оказаться среди тех, кого не жалко и убить.
4. Тема: Моральное падение и духовное возрождение человека.
Проблема: Искупить грех и прийти к возрождению можно столько через страдание и через принятие себя как обычного человека, а не вершителя судеб.
5. Тема: Безумие и искаженное сознание.
Проблема: Многие герои словно оказываются в измененном, болезненном состоянии сознания, которое показывает, как угнетена человеческая душа.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Раскольников идет на преступление не из-за своих эгоистических побуждений, а из ощущения чудовищной несправедливости мира и общества. Как человек неравнодушный, он видит множество сломанных судеб и людей, которым живется еще хуже, чем ему. Он хотел бы помочь матери, сестре, Мармеладову с его семьей, утопившейся женщине, девочке, над которой надругались, и многим другим. Но повсюду он наталкивается на невозможность изменить сложившуюся систему. Видя это приумноженное страдание людей, Раскольников решается совершить шаг, который должен был привести к миллиону добрых дел. В итоге он не достигает цели и обрекает себя на еще большие страдания.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
✔Родион Романович Раскольников — главный герой, студент. Умный, гордый, способный юноша. Пытался воплотить в жизнь теорию о личностях высшего разряда, которым позволено решать судьбы простых людей. Убивает старуху-процентщицу, но после не может справиться с муками совести.
✔Раскольникова Авдотья Романовна (Дуня) — сестра Родиона. Благородная воспитанная целомудренная девушка. Готова на любые жертвы ради брата и матери, поэтому чуть не вышла замуж за недостойного человека. Встречает на своем пути Разумихина, отношения с которым окрыляют их обоих.
✔Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Авдотьи и Родиона. Скромная женщина, беззаветно любящая детей.
✔Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин) — не просто приятель, а настоящий друг Раскольникова. Предприимчивый, жизнелюбивый, никогда не унывающий студент. Умеет зарабатывать, пережидать сложные времена и полагаться на себя. Бескорыстно помогает семье Раскольниковых. Влюбляется в Дуню, а после становится ее мужем.
✔Мармеладов Семен Захарович — бывший чиновник, скатившийся в грех пьянства. Из-за его безответственности страдает и нищенствует вся семья. Погибает из-за пьянства под колесами экипажа.
✔Мармеладова Софья Семеновна (Соня) — старшая дочь Мармеладова. Тихая скромная девушка восемнадцати лет. Содержит все семейство (в том числе взрослых), живя по желтому билету. Спасается верой в бога и желанием всем помочь, что делает ее нечувствительной к собственной жертве. Становится духовной опорой Раскольникову, едет с ним на каторгу.
✔Катерина Ивановна — жена Мармеладова, а позже вдова. Женщина, потерявшая привилегии дворянского сословия и опустившаяся до нищенской жизни из-за ошибок молодости. Ищет правды и справедливости, но находит лишь страдания. Погибает от острой чахотки (туберкулеза).
✔Свидригайлов Аркадий Иванович — неоднозначный персонаж. Порочный человек с темным преступным прошлым. Воспылал страстью к Дуне, когда та работала гувернанткой в его доме, хотел на ней жениться. В финале романа застреливается из-за отказа Дуни. Помогает деньгами Соне и сиротам Катерины Ивановны.
✔Марфа Петровна — жена Свидригайлова, погибшая при загадочных обстоятельствах. Принимает большое участие в судьбе Дуни: сначала выставляет ее из дома и позорит на весь город, потом восстанавливает ее репутацию, оставляет в наследство деньги.
✔Лужин Петр Петрович — родственник Марфы Петровны.
Человек, сам сделавший состояние и гордящийся этим. Ищет скромную образованную девушку, которая будет смотреть на мужа как на благодетеля, так как познала лишения. Становится женихом Дуни, но позже показывает свой нрав и теряет ее. Готов на подлость ради собственной выгоды: притвориться любящим, оклеветать Раскольникова, подстроить «воровство» Сони.
✔Порфирий Петрович — следователь, расследующий дело об убийстве старухи-процентщицы. Отличный специалист, знаток психологии, умеет раскрывать преступления, подводя преступника к раскаянию.
п.4. Литературные приёмы
✔ Образ Петербурга, который создает особую мрачную гнетущую атмосферу (быт, нравы, городские пейзажи).
✔Символические сны, раскрывающие внутренние переживания героев (сны Раскольникова о гибели лошади, об убитой старухе, о моровой язве, которая разрушает человечество; сон Свидригайлова о девушке в гробу).
✔Скрытый психологизм (психологические портреты, пейзажи, внутренние монологи героев, исповеди, диалоги).
✔Символизм предметов и бытовых деталей (духота, желтый цвет, грязь, темнота, топор, квартира, напоминающая гроб, лестницы и коридоры, ветхая одежда, болезнь).
✔Споры, ссоры, драки и открытые конфликты как способ показать истинное лицо героев (диалог-спор между следователем и Раскольниковым, ссора на поминках Мармеладова и др.)
✔Говорящие имена и фамилии — (Раскольников – раскол, расщепление личности; Софья – мудрая; Разумихин – воплощение разумности и т.д.)
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт – психологический, философский.
Он происходит в собственной душе Раскольникова. Это противостояние «теории о великих и лишних людях» и его сострадающего сердца.
Убив старуху, он на время убеждает себя, что это было необходимо, что это принесло пользу обществу. Но после он видит, что причинил вред множеству людей – семье, Лизавете, несправедливо обвиненному Миколке, любящей его Соне и даже самому себе.
Раскольников убеждается, что и сам не является той личностью, которая смеет вершить судьбы людей, и это ранит его гордость. Будучи в остроге, герой переживает раскаяние, отказывается от этой теории и приходит к духовному возрождению.