Анализ рассказа «Матренин двор» Солженицына

Рассказ Солженицына «Матренин двор» помогает осмыслить жизнь русского народа на новом уровне и увидеть, как государственная система ломает его и приводит к упадку.

Краткий и полный анализ рассказа помогут учащимся в подготовке к урокам литературы или экзаменам, а также при написании письменных работ и сочинений.

Год написания — 1959, год публикации — 1963.
История создания — рассказ носит автобиографический характер и включает в себя реальные факты из жизни писателя: возвращение из казахской ссылки, работа учителем математики. Был реальный прототип и у Матрены Васильевны.
Жанр — рассказ, монументальный рассказ.
Направление — реализм, деревенская проза.
Основная идея — Праведные люди, подобные Матрене, являются духовной и нравственной опорой для всего общества.
Тема — Трудная судьба русского праведника в период разрушения нравственных ценностей в обществе.
Проблема — Матрена отвержена, отчуждена от общества. Люди считают ее глупой, непрактичной, но не видят красоты души, самоотверженной и бескорыстной помощи, стойкости в жизненных испытаниях.
Композиция:
завязка — герой приезжает в деревню Тальново и селится у Матрены;
развитие сюжета — хозяйка и постоялец узнают друг друга, Матрена рассказывает о своей жизни;
кульминация — скоропостижная смерть Матрены на железной дороге;
развязка — раздел имущества Матрены и осуждение ее обществом.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Трудная жизнь русской деревни в послевоенные годы.

Проблема: Бедность и тяжелый труд в целях выживания заставляют людей забыть о духовности, смещая акцент на материальные ценности.

2. Тема: Самоотверженная помощь и жизнь для людей.

Проблема: Бескорыстие и доброта Матрены истолковываются людьми неправильно, осуждаются обществом. При этом все пользуются готовностью помочь и добротой Матрены. Даже после гибели женщины окружающие не в состоянии оценить ее тихий подвиг самопожертвования.

3. Тема: Отношения простого человека с властью.

Проблема: Власть не может обеспечить простому человеку достойной жизни, подавляет его. Базовые потребности людей не удовлетворены, поэтому им приходится идти на хитрости, воровство и нарушения. Из-за этого случается и несчастье, повлекшее гибель Матрены и других людей.

4. Тема: Нравственный выбор, определяющий судьбу человека.

Проблема: Матрена живет по совести, она умеет давать и благодарить, а многие окружающие живут в потребительском режиме «брать, не давая ничего взамен».

п.2. Идея и пафос

Матрена – тот самый праведный человек, на котором держатся нравственные устои общества. Жители деревни видят только ее бедность и немощность, осуждают за безвозмездную помощь другим и неумение нажить добра. Так и остается Матрена непонятой, далекой от всех. Во многом описание непростой судьбы Матрены похоже на житие святого человека, критики даже отмечают сходство с «Житием Сергия Радонежского».

Женщина переживает множество трагических событий: она лишается детей, мужа, у нее практически нет имущества и средств к существованию, но ее дух живет. Матрена самоотверженно помогает другим и даже погибает оттого, что снова бросается на помощь, забыв о своих интересах. Праведность Матрены – в ее духовной чистоте и желании помогать окружающим, в отсутствии корысти и неустанном труде, в христианской доброте ко всему живому.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Матрена Васильевна — крестьянка 60 лет, пережила несколько войн и революций. Работала в колхозе без оплаты для стажа, с трудом получила пенсию. Похоронила шестерых детей, муж пропал без вести. Безвозмездно помогает всем, кто попросит: соседям, колхозу, родне. Воспитала приемную дочь Киру, завещала ей часть своего жилья.
Трагически погибает на железной дороге из-за жадности и скупости Фаддея.
Игнатич — герой, от имени которого ведется повествование. Постоялец и друг Матрены. Бывший заключенный, приехавший в глубинку для нового этапа в жизни. Учитель математики в школе. Видит в Матрене праведного человека, недооцененного окружающими.
Ефим Григорьев — муж Матрены, пропавший без вести на войне. Женился на Матрене «вместо» старшего брата, которого считали погибшим. Не любил жену, имел любовницу.
Фаддей Григорьев — первый жених Матрены, которого она не дождалась, посчитав погибшим. Женился позже на женщине с таким же именем, но без любви. Из-за жадности хочет отдать дочери наследство от Матрены еще при ее жизни. Косвенно это становится причиной гибели женщины. Корыстный, алчный человек.
Кира — дочь Фаддея и его жены. Матрена взяла ее на воспитание и вырастила как родную. Искренне горюет из-за гибели тети, которую любила.
Младшие сестры Матрены — три женщины, которых больше всего интересует наследство. Долгое время постоялец Игнатич не знает об их существовании. Становятся деловитыми и хваткими после смерти сестры. Показаны как полные противоположности Матрены.

п.4. Литературные приёмы

✓Портрет героя: автор детализирует те особенности, которые раскрывают героя (Матрена – это глаза, полные света или слез, улыбка; Фаддей – подчеркнуто «черный»: черны его борода и волосы, черны намерения и др.).
✓Речевая самохарактеристика: Матрена говорит, используя диалектные слова и обороты своей местности. Ее речь лексически богата и насыщена смыслом, хотя героиня немногословна.
✓Антитеза: противопоставление «светлой» Матрены и «темного» Фаддея, контраст образа героини с алчными сестрами и родственниками мужа и др.
✓Диалектная и устаревшая лексика: создающая особый колорит (приспеть, иззаботилась, утрафить, теперича, картовь, любота, пособить, к ужоткому и т.д.)
✓Двор Матрены как смысловое ядро рассказа: Матрена отдает в наследство горницу; на ее дом все претендуют; когда разбирают дом, она воспринимает это как конец ее жизни и т.д.

п.5. Конфликт

В рассказе раскрыт конфликт человека и власти (государства). Автор показывает трагические последствия коллективизации и прошедших войн. Также он косвенно критикует власть, подчеркивая, что именно она заставляет народ выкручиваться и приспосабливаться к тяжелым условиям жизни.

Однако наибольший упор сделан на конфликт между человеком и обществом. Матрена формально не является изгоем, она принимает активное участие в жизни окружающих, но деревенские жители считают ее порченой, странной, неприспособленной к жизни. После смерти Матрены вскрывается истинное отношение к ней: ее осуждают, вспоминают с неодобрением или презрением. Героиня не заслуживает даже благодарности от тех, кому беззаветно помогала. Лишь постоялец Игнатич, приемная дочь Кира да подруга Мария осознают, насколько праведной была жизнь Матрены.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос