Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимает вопросы о важности семьи в воспитании молодого поколения, об ответственности и нравственных основах, которые необходимо вложить в сознание детей. Автор подчеркивает необходимость строить отношения в семье на доброте и чуткости.

Краткий и полный анализ рассказа помогают увидеть глубокий воспитательный смысл произведения, которого автор достигает простыми средствами.

Год написания — 1963 год.
История создания — В данном рассказе представлены автобиографические воспоминания, собранные автором в цикл «Страницы детства». Позже они оформились в повесть «Последний поклон».
Жанр — рассказ, автобиографический рассказ.
Направление — деревенская проза, реализм.
Основная идея — Человек заслуживает прощения, если он совершил дурной поступок, но раскаялся. Особенно, если это ребенок, которому можно ошибаться и чего-то не знать.
Тема — Судьба русского крестьянства на примере жизни нескольких семей, осмысление семьи и деревни как нравственных основ народа.
Проблема — Чтобы воспитать в маленьком человеке ответственность и честность, важно не просто наказать его за проступок, а показать, чем плохи последствия.
Композиция:
Завязка — уговор между бабушкой и внуком (он собирает ягоды, она ему за «работу» покупает пряник).
Развитие сюжета — приключения с соседскими ребятами, обман.
Кульминация — бабушка узнает об обмане, Витя прячется.
Развязка — Витя получает и наказание, и пряник.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Влияние семьи на воспитание ребенка и становление его личности.

Проблема: Важно давать ребенку пространство для самостоятельности, но так, чтоб она не переходила во вседозволенность и безответственность.

2. Тема: Трудная жизнь русской деревни.

Проблема: Даже тяжелый труд не спасает людей от бедности, недовольства жизнью и горького пьянства (пример семьи Левонтия).

3. Тема: Настоящие и ложные друзья.

Проблема: Вите очень хочется заслужить внимание сверстников, но настоящими друзьями для него становятся бабушка и дедушка: они и поворчат, и поругают, но не бросят в трудной ситуации. А вот Саньку трудно назвать другом, потому что он подбивает Витю на нехорошие поступки и ищет выгоду в их общении.

4. Тема: Первые ошибки и первые ситуации нравственного выбора.

Проблема: Ребенку трудно делать нравственный выбор, пока он еще много не знает, но ему можно ошибаться.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Главная идея рассказа – в том, что взрослые могут научить ребенка важным вещам, демонстрируя любовь, прощение и милосердие, а не только строгость. После проступка Вити и бабушка, и дедушка поступают мудро: учат внука извиняться, смело признавать свои ошибки, отвечать за последствия поступков. Но самое главное – они всем своим поведением показывают, что остаются на стороне мальчика, продолжают любить его и заботиться о нем. Пряник в виде коня с розовой гривой становится доказательством такого отношения. Став взрослым, писатель с теплотой вспоминает свои детские переживания и бабушкин подарок – как нравственный урок на всю жизнь.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Витя — главный герой, от лица которого ведется повествование. Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой и дедушкой. Попадает под влияние соседских детей, у которых более широкие взгляды на то, что считать хорошим, а что – плохим. Обманывает и подводит бабушку, но позже раскаивается в своем поступке.
Катерина Петровна — ворчливая, но добрая бабушка Вити. Она поругивает внука, но очень его любит и боится потерять, как когда-то потеряла свою дочь, маму Вити (она утонула). Дарит внуку обещанный пряник, несмотря на обман мальчика.
Дедушка — воплощение добра и мудрости для Вити. Сильный и спокойный человек. Поддерживает внука, убеждает его признаться и извиниться за проступок.
Левонтий — местный работяга, заготовщик леса. С трудом тянет семью, не успевая толком воспитывать детей. Неплохой, но пьющий человек. Жалеет Витю, потому что он сирота. Когда-то работал с его матерью.
Василиса — жена Левонтия, добрая, но непутевая женщина. Привыкла к нраву супруга, во время пьяных буйств отсиживается у бабушки Вити. Постоянно занимает у соседей деньги, а потом отдает. Воспитывает детей безалаберными, но самостоятельными.
Санька и Танька — младшие дети Левонтия, приятели Вити. Воплощение непослушания, озорства, свободы. Санька учит Витю плохому – врать, прятаться, подворовывать.

п.4. Литературные приёмы

Автор использует богатую палитру речевых средств художественной выразительности.
✓ Эпитет: испуганно-радостным голосом; трудное дыхание утомленного человека; большой, жёсткой и доброй рукою слёзы.
✓Метафора: пряник конём; песни скользом пролетали над крышей; пир горой; взметнув юбкою вихрь; убитые дневною жарой собаки.
✓Олицетворение: конь лягает копытами в живот (речь о прянике); русская печь, раскорячившаяся посреди избы; шмели надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой.
✓Повтор для усиления впечатления: грива розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
✓Сравнение: перебирала босыми ногами, ровно горячий конь.
✓Поговорки: жизнь страшнее снов; провалился сквозь землю вместе с бабушкой.
✓Диалектизмы: заимка, бадога, заполошная, поскотина, увал, яр.

Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.

✓Самохарактеристика персонажей
(Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Такая я уж зародилась горячая!» и т.д.).
✓Отсылки к прошлому героя
(Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»).
✓Взаимная характеристика
(Кабаниха – о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин – о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
✓Монологи, выдающие мысли и чувства героев
(Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе)
✓Речевое поведение
(возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость и слабость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)

п.5. Конфликт произведения

Главным является внутренний конфликт мальчика Вити, который стремится социализироваться в обществе и получить одобрение, но для этого нарушает договоренность и правила своей семьи. Обманув бабушку, Витя чувствует себя виноватым, но при этом хочет избежать ответственности. Противоречия раздирают героя, но когда он просит прощения, ему становится легче.

Менее очевидный, но важный конфликт – столкновение разного уклада семей. То, что для соседских ребят считается нормальным и хорошим, не приветствуется в семье Вити. Когда мальчишки провоцируют его обманывать, красть, выкручиваться и хитрить, это вступает в противоречие с воспитанием его семьи, поэтому герою так тяжело и совестно.

Рейтинг пользователей

за неделю
  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца
    Регистрация
    Войти с помощью
    Необходимо принять пользовательское соглашение
    Войти
    Войти с помощью
    Восстановление пароля
    Пожаловаться
    Задать вопрос