п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Тяжкие испытания народа во время войны.
Проблема: Во время войны под гнетом испытаний рождается особый вид мужества. Каждый воспринимает войну как свою собственную, потому что каждый пострадал. Девушки хотят свести личные счеты с фашистами, отомстить за близких. Сержант Васков в бою ощущает, что это его война, и он не должен отступать.
2. Тема: Людям не место на войне, а женщинам – особенно.
Проблема: Женщинам пришлось воевать, это вынужденный выбор. В войне не ничего романтичного, ничего возвышенного. Это прямое противоречие жизни, счастью, радости, будущему. Автор подчеркивает, насколько чудовищно противоречит война самой женской природе.
3. Тема: Подвиг во имя Родины.
Проблема: В момент гибели Рита рассуждает о том, что они не просто так «полегли», не просто так их «положил» Васков. Все это делалось ради будущего: Рита думает о сыне, о том, кем он станет, когда вырастет. Защищая небольшой клочок родной земли, она вносит свой вклад в дело общей победы.
4. Тема: Важность исторической памяти.
Проблема: Историческая память начинается со знания, с информированности. В эпилоге мы видим человека, который посещает места, где в период войны шли ожесточенные боевые действия, где погибли пять зенитчиц. Но он узнает об этом случайно, только потому, что это место посетил старшина Васков с сыном Риты, Альбертом. Они решили установить здесь надгробную мемориальную плиту, на которой можно будет хотя бы прочитать о подвиге девушек.
5. Тема: Трусость и мужество на войне.
Проблема: Галя Четвертак, с детства жившая в придуманных ею мирах, тяжело переносит военные реалии. Поэтому в первом же своем бою она теряется, не может действовать. И это воспринимается подругами как трусость, хотя по сути это неопытность. После из-за страха и растерянности Галя погибает
6. Тема: Справедливое отношение к врагу и человечность.
Проблема: Враг не стоит сочувствия. Васков неслучайно рассуждает о звериной, хищной сущности фашистов. Чтобы убивать их, чтобы их победить, нужно вспомнить о его жестокости и отринуть в себе что-то человеческое. Именно поэтому девушкам так тяжело в бою - они отказываются от трепетно-нежного чувства ко всем живому.
7. Тема: Готовность к смерти и жажда жизни.
Проблема: Гибели бойцов можно было бы избежать, если бы девушки были более опытными и подготовленными. Но война не ждет, когда человек подготовится, застает его в том состоянии, в каком он есть. Девушки достойно приняли смерть, хотя отчаянно хотели жить. Это настоящий героизм.
п.2. Идея и пафос
В повести прослеживается мощный трагический, жертвенный, героический пафос. Судьбы юных девушек и их оборвавшиеся войной жизни создают ощущение огромной жертвы, которую принес народ ради победы, ради мирного неба над головой и этих «тихих зорь».
п.3. Основные герои, их место в образной системе
* Всем девушкам примерно по девятнадцать-двадцать лет.
• Федот Евграфович Васков — сержант, старшина, командир отряда девушек-зенитчиц, руководитель операции по поимке немецких диверсантов.
Ему 32 года, но он ощущает себя гораздо более взрослым, почти старым человеком, потому что рано повзрослел. С 14 лет нес ответственность за всю семью, был кормильцем. С женой развелся из-за ее измены, сын умер. Прошел Финскую и Великую Отечественную войну. Усыновил ребенка Риты Осяниной, погибшей в бою.
• Мария Никифоровна — квартирная хозяйка, у которой жил Васков, его подруга. Тихая спокойная женщина, полюбившая и понявшая старшину.
• Кирьянова — сержант, помкомвзвода (помощник командира взвода), опытный боец. Не смогла подружиться с другими девушками из отряда, но относилась к ним по-сестрински. Не принимала участия в операции по поимке диверсантов, ее ждали в подкрепление.
• Рита Осянина (Муштакова) — младший сержант, строгая серьезная девушка, вдова пограничника, имеет трехлетнего сына. Хороший боец и товарищ, хорошо понимала Васкова. Трагически погибла в бою после осколочного ранения гранатой.
• Евгения Комелькова — зенитчица из пополнения, «пристроенная» во взвод из-за романа с женатым полковником. Красивая высокая девушка с длинными рыжими волосами; имела личные счеты с фашистами из-за погибшей семьи, которую расстреляли (мама, брат, сестра); отчаянная, веселая, артистичная. Верный товарищ, бесстрашный боец. Погибла, уводя за собой фашистов от раненых подруги и командира.
• Галя Четвертак — девушка, которую долго считали замухрышкой. Расцвела под влиянием Жени. Фантазерка, с детства жившая в мире своих грез. Воспитывалась в детдоме, но часто говорила о маме-враче, в существование которой поверила сама. Первый бой стал для нее и последним. Погибла по случайности, не сделав ни одного выстрела в немцев.
• Соня Гурвич — переводчица с немецкого, случайно попавшая в зенитчицы. Была отличницей в школе и институте, любила читать стихи. Исполнительная, серьезная девушка. Погибла, случайно нарвавшись на немцев, когда вернулась забрать кисет старшины.
• Лиза Бричкина — деревенская девушка, привыкшая к лесной, охотничьей жизни. С 14 лет бросила школу, чтобы ухаживать за больной матерью, постепенно растеряла друзей, стала одинокой. Была немного очарована молодым охотником, который у них останавливался. Позже, в 19 лет влюбилась в старшину Васкова. Погибла при переходе через болото, когда бежала за подкреплением.
п.4. Литературные приёмы
• Эпитет: Сигнальный визг, крысиный подвал, наклеенная улыбка, сонная дверь, медведь глухоманный, тяжелые мозги, таинственное нутро, черный ужас; тупой чугунный ужас.
• Метафора: вопрос провентилировал, дум набралось кубометра два, судьба дважды в упор стреляла, сердце падало прямо в коленки; научилась ненавидеть тихо и беспощадно; жила, затянутая ремнем; ползком жить будем.
• Сравнение: неимоверной силы глаз, как 152-миллиметровая пушка-гаубица, глаза печальные, как у телушки; мысли в его голове шарахались, как мальки на мелководье; ужас живой и тяжелый, как ртуть; он был взведенный, как граната; усталость была, будто чугуном прижали.
• Олицетворение: Фронт тут попятился немного: зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер где-то между бывшей заставой и тем городком.
• Ретроспектива событий — показ событий прошлого, рассказ о жизни героев. Узнав, как герои жили до войны, читатель лучше понимает мотивы и поведение героев.
• Повествование от третьего лица, но многие события показаны глазами старшины Васкова. В нем угадывается фигура автора, его личное восприятие темы войны.
• Выбор женских персонажей вместо мужских стал необычным и новаторским. О женщинах на войне тогда почти не писали, хотя они вынужденно воевали.
• Противопоставление с помощью союзов «а» и «но» помогает автору создать картину из множества контрастов. Он
отражается даже в названии, начинаясь с союза «а». Также это постоянный прием в тексте повести («...он вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами...» и пр.)
п.5. Конфликт произведения
Главный конфликт повести – между войной как олицетворением смерти и миром как олицетворением жизни. Война разрушает, стирает с лица земли, губит, а жизнь не сдается, хочет продолжать существование. И жизнь оказывается сильнее: Васков выжил, усыновил сына Риты, вырастил его хорошим человеком и помог стать отличным военным. В какой-то степени конфликт решен, пусть и ценой многих жизней.
Внешний конфликт отражает и внутренний конфликт каждой из девушек: они мечтали совсем о другом, были устремлены в будущее, имели планы, но им пришлось встать на защиту Родины, отказаться от своих планов и посвятить себя долгу гражданина.